Ультраобработанная еда заставила добровольцев пополнеть всего за две недели. А от ее альтернативы участники эксперимента, наоборот, похудели

Добровольцев кормили двумя разными типами еды: ультраобработанной, то есть содержащей вкусовые и прочие добавки (колбасой, хот-догами, сладкими йогуртами), и слабо обработанной — почти не содержащей таковых (овощами, кашами, мясом на гриле). В итоге каждый участник первой группы всего за две недели набрал в среднем килограмм веса, а люди из второй, наоборот, похудели.

В последнее время специалистов по питанию все больше беспокоят так называемые ультраобработанные продукты — так с подачи бразильского профессора Карлоса Монтейро называют готовую еду, которая содержит различные вкусовые добавки, ароматизаторы, стабилизаторы вкуса и тому подобное. Предыдущие исследования на тысячах людей показали, что употребление таких продуктов связано с проблемами со здоровьем, в частности повышенным риском рака, ожирения и даже преждевременной смерти. Но установить причинно-следственную связь между употреблением такой еды и вредом ученые все-таки пока не смогли.

Сделать это попытались специалисты из Национального института диабета, болезней органов пищеварения и почек США. В новой работе они сравнили состояние людей после диеты двух типов — на основе ультраобработанных продуктов и слабо обработанной еды. Последняя может представлять собой замороженные или высушенные продукты, приготовленные или вакуумированные, но не должна содержать посторонних добавок, включая сахар, соль и масло.

В эксперименте участвовало 20 здоровых добровольцев — 10 мужчин и 10 женщин. Они должны были в течение месяца жить в клиническом центре при Национальном институте здравоохранения и питаться только тем, что им предложили ученые. Одной группе предстояло две недели питания ультраобработанной едой — хлопьями, сладкими йогуртами, консервированными макаронами, хот-догами и так далее. Второй группе давали минимально обработанную пищу: овсяную кашу, приготовленные на пару овощи, курицу на гриле и овощные салаты.

Читайте также: Наука во всей полноте. Почему мы на самом деле набираем лишний вес

Диетологи проследили, чтобы в обоих случаях диета содержала одинаковое количество калорий, сахара, жира, пищевых волокон и натрия. Участники эксперимента могли есть столько, сколько захотят.

Через две недели группам поменяли диеты. Количество съеденного ученые определяли, взвешивая все, что оставалось на столе после каждого приема пищи, вплоть до каждой порции кетчупа, который не попал на хот-дог.

В итоге выяснилось, что те, кто питался ультраобработанными продуктами, в течение двух недель каждый день съедали в среднем на 500 калорий в день больше, чем их товарищи. Каждый из них при этом набрал в среднем по 900 граммов. В то же время те, кто ел минимально обработанные продукты, примерно на столько же похудели.

На верхнем графике показано количество килокалорий в день, которое потребляли участники эксперимента. На нижнем — вес, который они набрали во время эксперимента. По оси X отложены дни той или иной диеты. Kevin D. Hall et al. / Cell Metabolism

Анализы крови испытуемых показали, что при «ультраобработанной» диете у людей наблюдался более высокий уровень гормона PYY, подавляющего аппетит. Уровень гормона грелина, который аппетит стимулирует, при этом был ниже. Впрочем, ученые не смогли определить, как эти изменения связаны с качеством обработки пищи.

Как предполагают ученые, люди ели больше ультраобработанных продуктов, потому что они, во-первых, яркие и привлекательные. Во-вторых, такая еда более мягкая, поэтому ее легче жевать и глотать. Когда люди едят быстро, они, как правило, съедают больше, поскольку пропускают момент, когда к ним приходит чувство насыщения.

Кроме того, несмотря на усилия, которые ученые прилагали к тому, чтобы привести оба типа диет к одинаковому количеству калорий и питательных веществ, в ультраобработанных продуктах обычно содержится меньше белка. При этом люди насыщаются определенным его количеством, поэтому, чтобы получить норму, такой еды нужно съесть больше.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что еда глубокой переработки приводит по крайней мере к набору веса, даже если в ней содержится сбалансированное количество белков, жиров и углеводов.