Азовское море — весьма необычный морской бассейн, отличающийся небольшой глубиной, низкой соленостью и сравнительно слабыми волнами. Оно достаточно теплое (летом температура воды колеблется от +24 до +33 °С), поэтому его берега, в особенности восточный, покрыты густой сетью поселений. Сейчас постоянным жителям и туристам не очень сильно угрожает подъем уровня моря: Мировой океан повышает свой уровень лишь на три миллиметра в год. Тем не менее в этом отношении действует и целый ряд других факторов.

Основываясь на своих предыдущих работах, авторы новой статьи попытались прояснить общую картину таких факторов. Ключевой для разрушения берегов они считают активную эрозию берегов моря под действием волн. В особенности это относится к тем районам моря, где нет широких пляжей, — там волны непосредственно контактируют с прибрежными утесами и почвой. Если в среднем скорость эрозии морского побережья здесь колеблется от 0,3 до 2,0 метров вглубь суши в год, то там, где пляжи узки, скорость эрозии поднимается до 1,0—3,6 метров год. Это довольно большая скорость, обычно такие показатели свойственны лишь морям с серьезными штормами.
В норме волны не должны так быстро разрушать берега Азовского моря, поскольку местные штормы не достигают тропической силы. Но целый ряд специфических причин ускоряет размыв. Во-первых, в 1950—1970-х годах на реках, впадающих в Азов, построили ряд водохранилищ. В них частицы почвы, которые реки смывают со своих берегов, оседают на дно и поэтому больше не достигают моря. Обычно именно из речных наносов формируется материал, который волны выносят на пляжи и наращивают таким образом их ширину. Без естественного притока такого материала многие пляжи не могут стать шире 8—10 метров и поэтому не защищают прибрежные утесы в достаточной мере.

Во-вторых, нормальный механизм «самозащиты» морского берега — образование пляжа из частиц скального материала эродированного берега. Но в Азовском море он также работает слабо. На деле разрушенный береговой материал перемещается при оттоке воды от берега и осаждается на дне в более глубоких частях моря.
Все это означает, что берег в этих местах может разрушаться достаточно быстро, особенно там, где шторма сопровождаются сильным нагонным подъемом вод у самого берега. Практически в таких условиях берег от разрушения можно спасти двумя способами — с помощью волноломов и создав пляжи искусственным образом. Пляж из песка или иного материала мелкой фракции гасит энергию волн, при этом унести пляжный материал волнам сложнее, чем разрушенные береговые породы (часть из них может образовывать в воде мелкую взвесь и в таком виде переноситься ею на большое расстояние).
Читайте также: «Как вы вообще можете жить рядом с Байкалом?» Чем уникальна экосистема Байкала и почему слухи о ее гибели сильно преувеличены
Однако на практике искусственная насыпка пляжа в этом районе не очень распространена — для туристических целей дешевле пользоваться уже существующими естественными пляжами. Чаще пользуются ее альтернативой, в том числе и потому, что волнолом можно построить с малоразмерной техникой, а для намыва пляжей нужны суда-земснаряды, которых практически нет у мелких организаций и частных лиц. Чаще используются волноломы — как из камня и железобетона (особенно рядом с портами), так и из строительного мусора (небольшие волноломы частных лиц, которые пытаются защитить свои участки, расположенные близко к берегу). Всего подобных сооружений, по данным спутниковых снимков, существует примерно 900.
Однако в целом единой политики защиты побережья Азова нет, волноломы частных лиц строятся без проекта или профессионального анализа необходимых параметров, поэтому они часто разрушаются во время штормов. По всей видимости, ситуация может измениться после каких-то резонансных случаев значительных разрушений или жертв вследствие особенно сильного шторма. Однако пока «самозащита» побережья Азовского моря остается децентрализованной и бессистемной. Вне населенных пунктов ее почти не существует, поскольку там нет местных жителей, которые были бы заинтересованы в охране берега, а госчиновники не до конца осознают проблему.
Иван Ортега