77% территории России лежит в Азии, однако там проживает всего 27% населения нашей страны. Это неудивительно: среднегодовые температуры там заметно ниже нуля, более 65% этой территории занимает вечная мерзлота, которая не подходит для ведения сколько-нибудь интенсивного сельского хозяйства, да еще и удорожает строительство в таких зонах. Как и в любых холодных зонах планеты, осадков там мало, что тоже не упрощает заселение данных территорий.

Авторы новой работы, ученые из Красноярского научного центра РАН и Исследовательского центра NASA в Лэнгли, использовали комбинацию 20 существующих моделей циркуляции атмосферы и два сценария роста концентрации СО2 в ней. При первом сценарии, RCP 2.6, концентрация углекислого газа растет умеренно, за счет того, что в XXI веке как промышленность, так и энергетика резко сократят его выбросы. При втором сценарии, RCP 8.5, как предполагают ученые, масштабные выбросы СО2 продолжат расти и потепление, соответственно, будет более резким.
На основании этих данных исследователи составили прогнозы того, как в азиатской части нашей страны будут расти средние температуры в январе и июле, а также количество осадков. Оказалось, что к концу XXI века средние температуры января в Сибири и на Дальнем Востоке вырастут либо на 3,4 °C (для сценария RCP 2.6), либо на 9,1 °C (сценарий RCP 8.5). Летние, июльские, температуры вырастут в куда меньшей степени: от 1,9 °C (RCP 2.6) до 5,7 °C (RCP 8.5), причем летом температуры вырастут за счет более теплых ночей, а дневная температура увеличится заметно слабее ночной. Среднее количество осадков в год вырастет на 60 миллиметров в первом случае и на 140 — во втором. Следует отметить, что при росте на 140 миллиметров осадков в азиатской части страны станет в среднем примерно столько же, сколько их сейчас в Европейской России.
Читайте также: Зима недаром злится. Как ученые определяют наступление весны и почему она приходит все раньше и раньше
При том же самом радикальном сценарии глобального потепления уже к 2080-м годам в азиатской части России станет куда меньше вечной мерзлоты. Мерзлотными почвами будут покрыты лишь 40% этого региона (сейчас — 65%). Теоретически численность популяции, которую смогут вместить эти зоны, вырастет в пять раз. Если сегодня 80% Азиатской России классифицируют как неблагоприятную для жизни людей местность, то к 2080-м эта доля упадет до 38% при наиболее теплом варианте или до чуть более чем половины в умеренном варианте.
Авторы отмечают, что они говорят только о потенциале обитаемости. То, станет ли он реальностью, зависит от других факторов — в частности, от численности населения страны. Как они отмечают, на данный момент практически все демографы прогнозируют снижение численности населения России к концу столетия, причем по ряду из этих оценок оно станет в 1,5 и более раз меньше, чем сегодня. Улучшающийся климат сам по себе не может повысить рождаемость, поскольку сейчас он больше связан с экономикой и умением властей стимулировать рождаемость, чем с собственно природными условиями. Соответственно, не вполне ясно, будет ли использован растущий экологический потенциал России за Уралом, то есть увеличится ли население этой части страны.
Иван Ортега