Обугленные остатки бразильского цветка дали первый росток в первые же сутки. А полностью восстановился и снова зацвел он уже через неделю

Бразильские ученые описали, как цветок из семейства осоковых Bulbostylis paradoxa начинает снова прорастать буквально через сутки после лесного пожара, а через 40 дней уже дает семена как ни в чем не бывало. Исследуя подобные виды, ботаники хотят раскрыть секрет невероятной живучести тропической саванны Серрадо в Бразилии.
Bulbostylis paradoxa E.P. Mallory / Flickr
Bulbostylis paradoxa
© E.P. Mallory / Flickr

Тропическая саванна Серрадо, по данным Всемирного фонда дикой природы, обладает максимальным биоразнообразием среди всех саванн. Еще одна ее отличительная особенность — удивительно быстрое восстановление после лесных пожаров, которые здесь не редкость.

В новом исследовании бразильских биологов описано, как возвращается к жизни один из распространенных здесь видов растений — Bulbostylis paradoxa, цветок из семейства осоковых, который местные жители называют «волосы индейцев».

Ученые протестировали способности растения к восстановлению после пожара. Они поджигали цветы и доводили их до состояния обугленных остатков. И уже через сутки после этого наблюдали первые признаки восстановления — зарождающиеся соцветия. Еще через неделю новые цветы уже полностью сформировались и были готовы к опылению.

Bulbostylis paradoxa на месте недавнего пожарища. Alessandra Fidelis / personal archive

Ученые отмечают, что через 40 дней после пожара семена уже разносились по всей округе. Такие опыты ученые проводили, поджигая цветы, в разное время суток и в разные сезоны в течение двух лет, и результат всегда был примерно одинаковым.

Авторы работы подчеркивают, что сегодня саванна Серрадо находится в уязвимом положении из-за деятельности человека, в том числе из-за сжигания целых участков леса ради разведения монокультур. Это не только угроза уникальному биоразнообразию саванны, но и десяткам рек, бассейны которых берут начало в Серрадо и которые являются важным источником пресной воды и ресурсом для водной энергетики.

Евгения Береснева