Самая тяжелая из современных ракет, Falcon Heavy, взлетала сегодня с крайне небольшим полезным грузом на борту — 3700 кг из максимальных 64 000 (для низкой орбиты; если отправлять груз на Марс, то полезного груза ракета сможет взять лишь 16 800 кг, все остальное займет топливо). Это, в частности, было связано с тем, что второй ступени, взлетев над землей, по плану было необходимо еще трижды включать свой двигатель, дабы круто сменить траекторию полета. Этим же, собственно, и объяснялся выбор тяжелой версии «Фалькона»: классическая «девятка» с подобной операцией попросту бы не справилась.
Боковые бустеры отстыковались от ракеты через 2,5 минуты и вернулись на землю еще через пять.
Falcon Heavy Side boosters have landed on LZ-1 and LZ-2.
— Chris B - NSF (@NASASpaceflight) June 25, 2019
Both nailed it. pic.twitter.com/guFtUtE8by
Falcon Heavy Side boosters have landed on LZ-1 and LZ-2.
Both nailed it. pic.twitter.com/guFtUtE8by
Центральная первая ступень отделилась от ракеты после третьей минуты — топлива в ней осталось уже слишком мало, чтобы скорректировать тракеторию падения и вернуться обратно в район мыса Канаверал. Поэтому она возвращалась на Землю в режиме свободного падения — ловившая ее платформа Of Course I Still Love You удалилась от точки пуска на рекордное за всю историю SpaceX расстояние, около 1245 километров. (Ступень, правда, промахнулась.)
Falcon Heavy Center Core booster has missed OCISLY. Was a very tough ask. pic.twitter.com/BizW0Cd4gu
— Chris B - NSF (@NASASpaceflight) June 25, 2019
Falcon Heavy Center Core booster has missed OCISLY. Was a very tough ask. pic.twitter.com/BizW0Cd4gu
После этого заработали двигатели второй ступени, которой предстояло несколько раз корректировать свою траекторию, дабы вывести на нужные орбиты все грузы, находившиеся на платформе под обтекателем, установленном над второй ступенью. Через полминуты после этого был отстыкован головной обтекатель, и две его половинки начали свободное падение, которое в какой-то момент замедлилось выброшенными парашютами.
В SpaceX уже неоднократно пытались поймать обтекатели своих ракет, но все их попытки проваливались: в самом удачном случае корабль-«кэтчер» был всего в пятидесяти метрах от места приводнения одной из створок. Компания использует для этого корабль Ms. Tree (прежде Mr. Steven), над которым растянута специальная сетка.
One of Mr. Steven’s final West Coast fairing recovery tests before shipping out for the East Coast. Wait for it… pic.twitter.com/A7q37Gpllu
— SpaceX (@SpaceX) January 30, 2019
One of Mr. Steven’s final West Coast fairing recovery tests before shipping out for the East Coast. Wait for it… pic.twitter.com/A7q37Gpllu
И вот в этот раз одна из створок обтекателя наконец-то попала в цель, о чем сообщил сам Маск в своем твиттере.
К моменту, как об успехе «мисс Древо» стало известно, SpaceX отчиталась об успешном выводе на запланированную орбиту всех 24 объектов, взлетевших на борту Falcon Heavy. Следует ожидать, что это гарантирует компании статус основного поставщика пусковых услуг для ВВС США в 2020-х годах. Это крайне важный момент для компании, сейчас активно инвестирующей в разработку Starship, носителя и корабля для полетов и высадки на Луну и Марс.
Иван Шунин