Чашка кофе разогрела жир в молодых британцах

И британках

Употребление кофе часто связывают с потерей лишнего веса, увеличением энергетических затрат и предотвращением диабета 2-го типа. Ученые предположили, что посредником в целебных эффектах кофе могут служить кофеин и бурый жир. Они подействовали кофеином на жировые клетки-предшественники и заметили, что те чаще становятся бурыми, чем белыми. Затем они измерили температуру тела (как признак израсходованной энергии) у добровольцев до и после чашки кофе и обнаружили, что она повышается в области над ключицами — как раз в том месте, где расположены скопления бурого жира.

Белый жир и бурый жир в организме человека как хороший и злой близнецы. Оба развиваются из одних и тех же клеток, оба накапливают жирные кислоты, но влияют на организм строго противоположным способом. Белый жир сжигает еду с образованием свободных радикалов, в ответ на ее избыток запускает воспаление, а затем разрастается и заполняет собой ткани разных органов. Бурый жир, напротив, рассеивает энергию в тепло, подогревая организм. В условиях избыточного питания, в которые поставлены большинство людей, по крайней мере в крупных городах, эта трата еды «впустую» оказывается очень полезна: это предотвращает ожирение, воспаление, диабет и ущерб от свободных радикалов.

Бурого жира в организме взрослого человека довольно мало, и множество исследований сейчас направлены на то, чтобы сдвинуть равновесие в его сторону: или научиться превращать существующий белый жир в бурый, или хотя бы увеличить количество новообразующегося бурого жира. Примером такого подхода стала новая работа, в ходе которой британские и американские ученые подействовали кофеином на мезенхимальные стволовые клетки — запасные элементы соединительных тканей, которые при необходимости превращаются в жировую ткань. Под действием кофеина и веществ, стимулирующих дифференцировку в жир, клетки «побурели»: в них стало больше митохондрий и разобщающих белков (они отвечают за рассеивание энергии в тепло), а количество энергии, которую расходовали клетки, выросло.

Читайте также: Мой спектрограф шарит в кофе. В МГУ создали прибор, который может определять вкус кофе или вина

Затем исследователи проверили, стимулирует ли кофеин работу бурого жира у людей. Для этого они предложили девяти добровольцам, не страдающим ожирением, выпить чашку кофе. В то же время с помощью тепловизора у испытуемых измеряли температуру кожи в надключичных участках, где сосредоточен бурый жир, и на грудине — в качестве контроля. Оказалось, что через 30 минут после чашки кофе температура кожи над скоплениями бурого жира растет — как по сравнению с температурой до кофе, так и по сравнению с контрольным участком.

Визуализация того, как после чашки кофе увеличилась температура надключичной области, где у человека сконцентрирован бурый жир. Изображения слева — до того, как человек выпил кофе, справа — после

На этом основании исследователи заключили, что кофеин влияет не только на образование новых клеток бурого жира, но и на работу уже имеющихся тканей. При этом он делает это даже в небольших концентрациях: количество кофеина в одной чашке кофе примерно в тысячу раз меньше дозы, которой исследователи действовали на отдельно взятые клетки.