Первый проект компании, «Берешит», стал первым частным космическим аппаратом, который достиг поверхности Луны. Работу над ним конструкторы начали во время конкурса Google Lunar X Prize, по условиям которого нужно было доставить на Луну аппарат, построенный без прямого государственного финансирования. Ни SpaceIL, ни кто-либо из участников этой лунной гонки не уложились в срок, но израильская команда единственная смогла дойти до запуска, выхода на орбиту вокруг Луны и попытки прилунения.
Однако во время спуска к поверхности 11 апреля 2019 года связь с «Берешитом» ненадолго пропала, а двигатель аппарата заглох. Попытки перезапустить его успехом не увенчались, и аппарат упал в районе моря Спокойствия. Сразу после падения «Берешита» SpaceIL объявила, что хочет продолжить штурм нашего естественного спутника. Ее специалисты хотели изготовить более совершенный зонд — «Берешит-2».
Читайте также: На Луну за свои. Как маленький израильский лунный аппарат готовился к огромному скачку для всей частной космонавтики
Однако 25 июня компания сообщила, что больше не планирует высадиться на Луну. Но о новой цели «Берешита-2» SpaceIL пока что не сообщает. По информации Jerusalem Post, Морис Кан, один из основных спонсоров компании, намерен вместе с руководством SpaceIL достичь новой цели в течение двух лет — вероятно, речь пойдет об использовании уже имеющихся наработок и оптимистичной оценке.
Для сравнения: выбранный недавно Европейским космическим агентством в качестве «быстрой» миссии проект кометного перехватчика предполагается реализовать за восемь лет, включая проектирование, изготовление и запуск. Традиционные научные миссии, особенно в дальний космос, за пределы околоземной орбиты, иногда растягиваются на еще больший промежуток. Так, космическая обсерватория имени Джеймса Уэбба сооружается с начала нулевых годов, и ее акроним, JWST, уже получил неформальную расшифровку — Just Wait Space Telescope (то есть «подождите немного» вместо «Джеймс Уэбб»). Нужно ли будет придумывать другие расшифровки для «Берешита-2», покажут ближайшие годы.
Алексей Тимошенко