Впервые обнаружен источник одиночного быстрого радиовсплеска. Он находится на задворках галактики, в 3,6 миллиарда световых лет от Земли

Радиоастрономы впервые обнаружили источник одиночного быстрого радиовсплеска — загадочного сверхкороткого импульса радиоизлучения, природа которого неизвестна. Ученые определили галактику, в которой находится источник всплеска, расстояние от нее до Земли и другие ее параметры, а также сравнили эти данные с информацией о галактике, в которой находится источник аналогичных, но повторяющихся радиовсплесков. И ничего общего между ними не нашли.
Быстрый радиовсплеск в представлении художника Dr Andrew Howells / CSIRO
Быстрый радиовсплеск в представлении художника
© Dr Andrew Howells / CSIRO

Быстрые радиовсплески (FRB, fast radio bursts) — это единичные радиоимпульсы неизвестного происхождения, которые длятся несколько миллисекунд. Впервые их зафиксировали в 2007 году, а на сегодня ученые зафиксировали 85 подобных сигналов. Изучая их, астрономы смогут гораздо больше узнать о межгалактическом пространстве. Однако для этого ученым нужны данные об источнике этих радиоимпульсов, то есть из какой галактики они «родом», к какому типа она принадлежит, сколько звезд в ней образуется и так далее.

Краткость одиночных радиовсплесков не позволяла ученым это выяснить: до недавнего времени астрономы смогли локализовать только один такой радиовсплеск, FRB 121102 (их называют по дате первого обнаружения, например этот впервые увидели 2 ноября 2012 года). Это стало возможно благодаря тому, что он — один из двух быстрых радиовсплесков, сигнал которых повторяется. И вот теперь астрономы наконец смогли установить источник еще одного быстрого радиовсплеска, FRB 180924, на этот раз — впервые — одиночного.

Читайте также: Астроном Сергей Попов — о первом найденном источнике повторяющихся быстрых радиовсплесков

Это позволил сделать радиоинтерферометр ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder) — один из инструментов в составе австралийской радиоастрономической обсерватории «Мёрчисон». Это 24 12-метровых радиоинтерферометров, объединенных в единый интерферометр (точно так же, как мощнейший интерферометр на планете, ALMA, это решетка из 66 радиоинтерферометров). Поскольку на разных тарелках сигнал всплеска был зарегистрирован с крайне небольшой, но разницей, астрономам удалось определить его направление и определить его источник. Оказалось, что он находится на задворках большой галактики DES J214425.25–405400.81. Ее идентифицировали с привлечением данных проекта по изучению темной энергии Dark Energy Survey, а также снимков телескопов VLT (Very Large Telescope), южного телескопа Обсерватории Gemini и гавайской Обсерватории имени Кека.

DES J214425.25–405400.81 располагается в 3,6 миллиарда световых лет от Земли и относится к типу массивной линзовидной или спиральной раннего типа. Звезды в ней практически не образуются или образуются в незначительном количестве, а те, что уже есть, достаточно старые (их средний возраст более 4 миллиардов лет). Астрономы не зафиксировали из точки локализации всплеска какого-либо продолжительного радиоизлучения, впрочем, как и откуда бы то ни было внутри галактики-хозяина FRB. Они не смогли обнаружить повторных сигналов оттуда ни до, ни после всплеска, то есть FRB 180924 пока нельзя причислить к повторяющимся радиовсплескам.

Астрономы сравнили обе обнаруженные астрономами галактики, которые были источниками для быстрых радиовсплесков. Они оказались совершенно разными: источник FRB 121102 в 30 раз менее массивен, в нем меньше тяжелых элементов (то есть для него характерна более низкая металличность), да и звездообразование в этой галактике идет намного активнее.

Авторы работы считают, что найденные различия между галактиками позволяют говорить о том, что источников быстрых радиовсплесков как минимум два разных вида, или о том, что эти источники могут встречаться в разных галактических средах.

Новые данные астрономы уже использовали для простейшего моделирования межгалактического пространства. Они предполагают, что их можно будет использовать и для ряда других исследований, которые позволят ученым больше узнать об устройстве Вселенной.

Наиль Фарукшин