Все новости

Американцы отправят на Титан восьмивинтовую «Стрекозу». Планируется, что новая исследовательская миссия достигнет спутника Сатурна в 2034 году

NASA объявило, что начало работать над проектом по отправке на Титан первого в истории летающего планетохода. Благодаря тому, что атмосфера Титана намного плотнее земной, восьмивинтовой аппарат сможет побить рекорд по пройденному планетоходом расстоянию. В пути он будет делать снимки и анализировать образцы пород с поверхности и, возможно, даже из глубин спутника Сатурна.
Анимация, показывающая, как будет летать над Титаном первый в истории летающий планетоход Dragonfly NASA / JHU APL
Описание
Анимация, показывающая, как будет летать над Титаном первый в истории летающий планетоход Dragonfly
© NASA / JHU APL

Подвижность практически всех планетоходов очень ограничена. К примеру, два советских лунохода смогли проехать всего полсотни километров, а четыре американских марсохода — примерно 60 километров. Основная причина состоит в том, что в большинстве случаев они двигаются по сложной поверхности и ее сложно превратить в алгоритмы, согласно которым двигается аппарат. Без искусственного интеллекта любой планетоход не может самостоятельно выстроить такой маршрут, на котором он не застрянет.

Из такого положения есть выход: для этого нужно двигаться не по земле, а по воздуху. Таким путем пошло NASA, которое заявило о своем намерении в 2026 году направить к Титану новую миссию с роботом Dragonfly («Стрекоза») на борту. По планам аппарат должен достигнуть спутника Сатурна к 2034 году, после чего проработать там два года, периодически перелетая с места на место и забирая образцы поверхностных пород в различных зонах, в том числе со дна относительно свежего ударного кратера. В этой точке ученые надеются найти выбросы глубинных пород Титана, что позволит уточнить состав его недр.

Анимация, показывающая, как будет летать по Титану DragonflyNASA

Dragonfly оснащен шасси в виде салазок, напоминающих аналогичные у гражданских вертолетов, но на них он может лишь приземляться, а не передвигаться по поверхности. Из одной точки в другую он сможет перемещаться при помощи восьми маленьких винтов. Атмосфера Титана вчетверо плотнее земной, поэтому площадь плоскостей у летательного аппарата здесь может быть значительно ниже, чем на Земле. Упрощает ситуацию и в семь раз более низкая гравитация.

Смотрите также: За штурвалом лунохода. Интервью с водителем «Лунохода-1»

Что особенно важно, при полете в атмосфере аппарату не угрожает риск застрять в дюнах (в ряде районов Титана они есть, причем состав этих дюн до конца не ясен) или завязнуть в углеводородном «болоте» — обширных участках суши на окраинах углеводородных морей Титана, почва в которых является очень вязкой за счет инфильтрации в нее жидкого метана и этана. Поэтому летать на Титане намного проще: сильных ветров там не зарегистрировано и перемещению «Стрекозы» мало что сможет помешать.

Благодаря этому управление аппаратом можно будет автоматизировать, что для исследования системы Сатурна очень важно. Дело в том, что расстояние от Земли до Титана не может быть менее 1,35 миллиарда километров, то есть радиосвязь с ним будет давать заметную задержку, да и мощность бортового питания не позволит обеспечить постоянную отправку на Землю детальной видеоинформации об окружении «Стрекозы». В таких условиях удаленные операторы, как у «Кьюриосити» или советских луноходов, были бы не самым практичным решением.

 Иван Ортега