Иммунные клетки помешали размножиться нейронам стареющих мышей. Возможно, именно поэтому умственные способности с возрастом снижаются

Группа исследователей из Стэнфорда разобрала на отдельные клетки участок мышиного мозга, в котором образуются новые нейроны. У старых мышей среди нервных клеток разных специализаций ученые обнаружили Т-лимфоциты, которые обычно не встречаются в молодом мозге. Оказалось, что иммунные клетки настроены агрессивно: они размножаются и выделяют интерферон — прововоспалительный белок, который мешает предшественникам нервных клеток размножаться.

Сегодня в Nature вышла статья о том, как иммунная система влияет на мозг, среди авторов которой стэнфордский ученый Тони Висс-Кори. Именно его группа в 2014 году продемонстировала, что переливание крови от молодых животных старым улучшает умственные способности мышей. В 2017 году Висс-Кори с коллегами ввел старым мышам уже человеческую молодую кровь, взятую из пуповин новорожденных, и снова, судя по поведенческим тестам и количеству нейронных связей в мозге, состояние животных улучшилось. Сейчас ученый среди прочего проводит клинические исследования по переливанию крови от молодых доноров для борьбы с болезнью Альцгеймера.

Параллельно Висс-Кори изучает и обратный процесс — угнетающее влияние «старой» крови на мозг. Этой весной его группа показала, что после ее инъекций у животных развиваются признаки воспаления в сосудах мозга. При этом иммунные клетки прилипают к стенкам сосудов и, возможно, выделяют провоспалительные вещества, подавляющие работу нервной ткани. В новой работе Висс-Кори в составе большой группы стэнфордских ученых заглянул внутрь мозга стареющих мышей.

Исследователи провели перепись клеточного состава субвентрикулярной зоны — участка на дне желудочка мозга, где могут образовываться новые нейроны, у молодых (3 месяца) и старых (28-29 месяцев) мышей. Для этого ученые извлекли эту часть мозга, разобрали ее на отдельные клетки и отсеквенировали РНК в каждой из них, тем самым составив наборы работающих генов. По этим наборам они идентифицировали клеточную специализацию.

Читайте также: Не-я внутри. Как стареет иммунитет человека

Ученые обнаружили, что в молодом мозге гораздо больше клеток — предшественников нейронов, то есть тех, которые еще не обрели свою окончательную «профессию» и могут размножаться. В старом мозге этих клеток практически не оказалось, зато исследователи нашли целую популяцию Т-лимфоцитов — иммунных клеток, призванных находить и уничтожать «поломанные» клетки организма. При этом рядом с ними не оказалось сосудов, а это значит, что Т-клетки не застряли в кровотоке, как в предыдущих экспериментах, а действительно пробрались внутрь нервной ткани.

В молодом здоровом мозге есть своя иммунная система — микроглия. Она состоит из профессиональных «мусорщиков», поедающих обломки мертвых клеток и прочие молекулы, нарушающие порядок в межклеточном веществе. Благодаря гемато-энцефалическому барьеру никакие другие иммунные клетки в молодой мозг пробраться не могут: если они начнут размножаться и гоняться за паразитами внутри нервной ткани, в процессе могут погибнуть и «мирные» нейроны.

Исследователи выдвинули две гипотезы, которые могут объяснить обилие Т-клеток в старом мозге: либо они проникли внутрь сквозь «протекающий» гемато-энцефалический барьер, либо пришли туда специально, в поисках врага. Чтобы это проверить, ученые сравнили РНК в Т-лимфоцитах мозга и Т-лимфоцитах мышиной крови. Каждая Т-клетка специфична, то есть производит рецептор, распознающий одну-единственную молекулу. После встречи с мишенью она начинает размножаться, производя клон клеток с таким же рецептором. Авторы статьи обнаружили, что в мозге старых мышей преобладают Т-лимфоциты нескольких клонов, непохожих на те, что встречаются в крови. Значит, они попали туда не случайно, а «по делу» — вероятно, какие-то из старых клеток мозга начали производить «поломанные» белки, которые иммунная система приняла за врага.

Читайте также: Остановись, кровопийца. FDA предупредило: кровь молодых доноров не дарует бессмертие. Кто-то занимается вампиризмом в XXI веке? Да!

Наконец исследователи проверили, как присутствие Т-лимфоцитов влияет на образование новых клеток в мозге. Клетки — предшественники нейронов, которых вырастили вместе с Т-лимфоцитами, делились гораздо хуже, чем те, кто рос поодиночке. Судя по всему, дело в гамма-интерфероне — провоспалительном белке, который производят Т-клетки. Если добавить в среду культивирования предшественников нейронов гамма-интерферон, то они перестают размножаться так же, как если бы рядом с ними был настоящий лимфоцит.

Таким образом, Висс-Кори с коллегами добавил еще один штрих в портрет стареющего мозга. Воспаление возникает не только в прилежащих сосудах, но и непосредственно внутри ткани. А иммунные клетки, приходящие в воспаленный орган, тормозят в нем размножение клеток, чем, вероятно, усугубляют возрастной упадок нервной системы.

Полина Лосева