У библейских филистимлян нашли европейские гены

Впрочем, после вторжения на Ближний Восток они быстро смешались с местным населением
Останки ребенка-филистимлянина с кладбища Ашкелона Leon Levy / Expedition to Ashkelon
Останки ребенка-филистимлянина с кладбища Ашкелона
© Leon Levy / Expedition to Ashkelon

Ученые проверили древнюю ДНК филистимлян — древнего народа, который известен в первую очередь благодаря Библии, и выяснили, что те, скорее всего, пришли на Ближний Восток из Европы. Генетическое исследование подтвердило предположения, которые ученые ранее сделали на основании археологических находок и анализа древних текстов.

Филистимляне жили в древности, с XII века до н.э., на Ближнем Востоке, в Леванте (восточное побережье Средиземного моря). В основном филистимляне стали известны благодаря своей многовековой борьбе с евреями. Она нашла отражение в Библии — например, Голиаф, которого убил Давид, и Далила, жена Самсона, были филистимлянами.

Происхождение филистимлян точно неизвестно. Если верить Торе, они пришли из Египта и считались потомками египтян. Тем не менее для самих египтян они были пришельцами, которых звали «пелесет» и относили к так называемым народам моря — группе средиземноморских народов, которые в XIII—XII веках до н.э. начали мигрировать к границам Египта и государства хеттов и вторглись на Ближний Восток. С этим связана так называемая катастрофа бронзового века — широкомасштабный кризис цивилизаций, который привел к падению развитых государств, материальной культуры и исчезновению экономических связей и письменности на пространстве от греческого Микенского государства на западе и до Вавилонского царства на востоке.

Читайте также: Бронзовый коллапс, или Куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад

В результате этой миграции филистимляне осели на восточном побережье Средиземного моря, в городах Газа, Ашдод, Ашкелон, Геф (Гат) и Экрон. Египетские тексты и археологические находки дали основания считать, что филистимляне были пришельцами из Европы — их материальная культура похожа на культуру жителей островов Эгейского моря. Тем не менее по другой теории это не было связано с происхождением филистимлян, а было следствием культурного обмена.

Реконструкция дома филистимлян
Реконструкция дома филистимлян

Чтобы прояснить вопрос происхождения этого народа, исследователи из Германии, США и Южной Кореи изучили ДНК, выделенную из костей 108 древних жителей Ашкелона. Достаточное количество нуклеиновой кислоты удалось получить только из останков десяти человек. ДНК принадлежала трем людям из некрополя, которых похоронили в бронзовом веке (двоих — в период с 1746 по 1542 год до н.э.), четырем детям, найденным под обломками домов и погибшим в XII веке до н.э., то есть как раз во время катастрофы, и еще троим, умершим уже в железном веке, в X и IX веках до н.э., — их останки сохранились на городском кладбище древнего Ашкелона.

Процесс очищения останков от земли
Процесс очищения останков от земли

Ученые расшифровали геном этих останков и сравнили его с другими 638 древними геномами из разных стран, структура которых уже известна. Анализ однонуклеотидных полиморфизмов показал, что геном детей рубежа бронзового и железного веков по крайней мере на 14% схож с геномом мезолитических охотников-собирателей из Европы. Кроме того, их геном похож на геном древних южных европейцев бронзового века. У жителей Ашкелона бронзового века европейских следов не оказалось.

Ученые отметили, что почти нет европейского следа и в останках из железного века. Скорее всего, это значит, что захватчики из Европы постепенно ассимилировались среди ханаанеев, местного населения, и уже через 200 лет практически смешались с ними.

Авторы работы заключают, что выборка из останков десяти человек невелика и, чтобы сказать точнее о конкретном происхождении предков филистимлян, нужно больше находок, в том числе и в самой Европе.