Мозг современного человека распознает абстрактные наскальные изображения, созданные полмиллиона лет назад, и считает их вполне осмысленными. Об этом французским ученым рассказала МРТ мозга участников эксперимента, которым показывали эти изображения. Возможно, древние художники передавали с их помощью какую-то информацию своим сородичам.
Рисунки, созданные Homo sapiens или его родственниками, существуют как минимум полмиллиона лет. Самые древние из них не имеют ничего общего с наиболее известными изображениями сцен охоты — это просто какие-то абстрактные узоры, нацарапанные камнем на стене пещеры или костях. На данный момент трудно сказать, были ли эти «гравюры» осмысленными, или хотя бы удовлетворяли эстетическое чувство древних людей. Возможно, палеохудожники наносили царапины, не наполняя их ни малейшим смыслом, и делали это просто потому, что это красиво и потому что могли.
Ученые из Университета Бордо провели исследование, чтобы выяснить, могли ли эти узоры нести какой-то смысл. Для этого нужно было выяснить, какие зоны мозга работают, когда человек смотрит на древние рисунки.

Для эксперимента ученые подготовили картинки, которые можно разделить на пять групп. В первой были сами древние узоры, возрастом от 540 до 30 тысяч лет. Вторая — изображения реально существующих объектов, например соковыжималки. Картинки из третьей группы показывали виды природы. Четвертая была фрагментами древнего критского линейного письма B, а пятая — двусложными словами французского языка (как и ученые, все участники исследования были французами). Кроме того, все эти пять групп картинок показывали в двух вариантах — в оригинальном и зашифрованном виде.

Смысл эксперимента заключался в том, чтобы посмотреть, как мозг обрабатывает все эти категории объектов. Авторы ожидали, что мозг будет воспринимать реальные объекты (соковыжималку, например) как целостные, имеющие границы и форму, возможно имеющие какое-то символическое значение, виды природы — как не имеющие целостности, критское письмо — как знаки, выглядящие как письменность, но непонятная, ну а обычные слова французского языка — как понятную письменность.
Зашифрованные картинки были нужны для того, чтобы отделить активность мозга, силящегося проанализировать некий, возможно осмысленный объект, от «шума», который возникает, когда человек вообще что-нибудь видит.
Эти изображения ученые показывали 27 испытуемым, при этом сканируя их мозг с помощью МРТ. Оказалось, что человеческий мозг прекрасно отличает оригинальные древние рисунки от их зашифрованных вариантов. Во втором случае включалась только первичная зрительная кора, один из древнейших отделов мозга, нужный для обработки любой информации от глаз. Иначе говоря, было видно, что мозг понимает, что перед глазами не хаотический набор пикселей, а осмысленное изображение.
Читайте также: Красота — в мозге смотрящего. Как мы воспринимаем картины с точки зрения нейронаук
При взгляде на неиспорченные абстрактные творения древних людей мозг задействовал не только первичную зрительную кору, но и другие области. Он реагировал на древние рисунки почти так же, как и на соковыжималку: помимо первичной коры возбуждалась вентральная часть зрительной коры, которая нужна нам для того, чтобы оценивать не только присутствие некоего объекта в поле зрения, но и для того, чтобы попытаться понять, что он из себя представляет. С ее помощью человек воспринимает форму объекта и, возможно, его смысл. Это значит, что человеческий мозг воспринимает доисторические картинки как какие-то целостные объекты, возможно имеющие смысловое наполнение.
Сходства в работе мозга при взгляде на древние гравюры, древнюю и современную письменность было меньше. Тем не менее и тут был важный нюанс: во всех трех этих случаях работала зона в затылочно-височной области левого полушария, которая отвечает за распознавание формы слов.
При чтении в мозгу наблюдается асимметрия между полушариями: соответствующие центры в левом полушарии работают активнее, чем в правом. Подобную асимметрию ученые заметили и в этом эксперименте. Сильнее всего смещение влево было, конечно, при разглядывании французских и критских слов, меньше — при разглядывании объектов и совсем отсутствовало на пейзажах. Тем не менее, когда человеку показывали древние рисунки, она проявлялась.
Ученые признают, что нет гарантии, что за последние 500 000 лет зрительные структуры мозга не изменились. Но они ссылаются на другие исследования (1, 2), которые показали, что эти части мозга не сильно поменялись за это время по сравнению с другими. Велика вероятность, что не только человек, но и более древние его родичи умели создавать рисунки и узоры, которые не только имели примитивно эстетическое значение, но и были знаками или символами.