В сперме миног нашли афродизиак. Он привлекает самок к спариванию, хотя в большинстве случаев все происходит наоборот: вещества из спермы отвращают от следующих коитусов

Морские биологи из США и Китая изучили бесчелюстных морских паразитов — миног — и пришли к выводу, что сперма их самцов содержит ароматический полимер спермин. Это вещество действует на самок как афродизиак — заставляет искать партнеров, чтобы спариться с ними.

Сперма некоторых видов животных, у которых зачатие происходит внутри организма, содержит специальные компоненты, которые подавляют у оплодотворенной самки желание спариваться дальше. Однако у других видов с внешним оплодотворением (например, рыб, у которых самки сначала мечут икру, а потом самец оплодотворяет ее) все наоборот: их молоки содержат вещества, которые запускают желание спариваться. Ранее ученые не могли обнаружить, что это за вещество.

Чтобы выделить такой афродизиак, биологи исследовали морских миног (Petromyzon marinus) — бесчелюстных животных длиной до 120 сантиметров и массой до трех килограммов. Они обитают в умеренных водах Атлантического океана, а для нереста отправляются из морей в верховья рек. Там самцы строят специальные гнезда и охраняют их, а самки перемещаются между гнездами, ища партнера для оплодотворения икринок. После этого все взрослые особи погибают. Животных для исследования ученые поймали как раз во время нереста — в притоках реки Святого Лаврентия, которая соединяет Великие озера с Атлантическим океаном.

Исследователи взяли у самцов молоки и разделили их на две фракции — семенную жидкость и сперму. Затем исследовали ее методом жидкой хроматографии и масс-спектрометрии, которые позволяют обнаружить в пробе даже микроскопические количества различных веществ. Оказалось, что наиболее подходящим на роль афродизиака оказался спермин — компонент, который первоначально выделили в сперме людей и который был давно известен ученым. Большая часть обнаруженного спермина содержалась в семенной жидкости. В растворе из овариальной жидкости и яиц самок этого компонента не было, значит, сделали вывод ученые, его выделяют только самцы.

Читайте также: Чьи гены? Научный взгляд на телегонию: чего ждать, если ваша бабушка «согрешила с водолазом»

То, что самки чувствуют спермин, ученые проверили с помощью электро-ольфактографии: они присоединили электроды к обонятельным капсулам самок и следили за тем, как изменяется электрический потенциал обонятельных рецепторов, пока на них воздействовали раствором со спермином. Оказалось, что самки его действительно чувствуют, причем даже если спермин содержится в количествах, едва достигающих порога обнаружения.

Также ученые наблюдали за поведением рыб в то время, когда на них воздействовали раствором со спермином. Они пришли к выводу, что вещество действует избирательно, только на готовых к нересту овулирующих самок. На других особей — как самок, так и самцов — он не действует.

Морские биологи также описали рецептор в обонятельной системе миног, который может отвечать за обнаружение спермина. Они сразу «заподозрили» семейство рецепторов TAAR, которые позволяют позвоночным чуять моно- и диамины (спермин как раз относится к аминам). Серия химических экспериментов подтвердила, что ученые не ошиблись: именно этим рецептором овулирующие самки и ощущают выделяемый самцами спермин, что и запускает их стремление искать самцов и спариваться с ними.