Космическую обсерваторию «Спектр-РГ» успешно запустили на орбиту. Старту предшествовал ряд переносов из-за проблем как с ракетой-носителем, так и с самой обсерваторией

Ракета-носитель «Протон-М» с обсерваторией «Спектр-РГ» на борту стартовала с космодрома Байконур 13 июля в 15:30 по московскому времени. Запуск могли перенести вплоть до последнего момента — Государственная комиссия приняла решение об этом лишь утром 13 июля, после устранения замечания, которое специалисты сделали к одной из систем ракеты.

«Спектр-РГ» — это один из четырех аппаратов серии «Спектр», которые предназначены для исследования Вселенной в разных диапазонах — радио-, ультрафиолетовом, миллиметровом, а также гамма- и рентгеновском. Первая станция серии — «Спектр-Р», или «Радиоастрон», уже завершила свою работу, именно ей на смену и придет «Спектр-РГ». На его борту установлено два рентгеновских телескопа — немецкий eROSITA и российский АРТ-ХС.

В 15:40 по московскому времени от третьей ступени «Протона-М» отделился головной блок, состоящий из разгонного блока ДМ-03 и собственной обсерватории. Если дальше все пройдет штатно, в районе 17:30 «Спектр-РГ» отделится от ДМ-03, раскроет солнечные панели и включит свои служебные системы. Тогда же аппарат должен передать на Землю телеметрию. Далее обсерватория должна выйти в точку Лагранжа L2 системы «Земля — Солнце».

Трансляция запуска «Протона-М» с обсерваторией «Спектр-РГ»Роскосмос / Youtube

До конца июля должны открыться крышки телескопов eROSITA и АРТ-ХС для испытания и калибровки. Научная программа «Спектра-РГ» запланирована на 6,5 года. Четыре года телескоп будет сканировать все небо, а оставшиеся два с половиной — предоставлять по заявкам астрономов наблюдательное время для детального изучения отдельных участков небесной сферы.

НПО имени Лавочкина проектировало космическую обсерваторию с 1988 года. Потом ее запуск долго откладывали — в частности, из-за того что немецкие специалисты никак не могли отправить свой телескоп в Россию.

Среди аналогов «Спектра-РГ» следует назвать обсерваторию Chandra американского аэрокосмического агентства, которая начала работать в 1999 году. Последние рентгеновские телескопы были запущены в 2017 году. Это китайский Hard X-ray Modulation Telescope и американский же NICER (Neutron Star Interior Composition Explorer). Однако все они проигрывают «Спектру-РГ» в чувствительности.

Upd. от 15:40 по московскому времени: в новость внесено добавление о том, что разгонный блок ДМ-03 со «Спектром-РГ» успешно отделился от третьей ступени ракеты.