Все новости

В Краснодарском крае нашли следы древнейшего христианского храма на территории России. Он мог существовать на территории Таманского полуострова уже полторы тысячи лет назад

При раскопках греческой колонии Фанагория, остатки которой располагаются на территории Краснодарского края, археологи нашли мраморный алтарный стол и купель для крещения. Они датированы V-VI веками нашей эры, когда Фанагория входила в состав Византийской империи. Это первые предметы, недвусмысленно указывающие на то, что на территории современной России в то время существовал христианский храм.
Остатки мраморной столешницы, которые указывают на существование христианского храма в греческой колонии Фанагория, которая располагалась на территории современного Краснодарского края Институт археологии РАН
Описание
Остатки мраморной столешницы, которые указывают на существование христианского храма в греческой колонии Фанагория, которая располагалась на территории современного Краснодарского края
© Институт археологии РАН

Вопрос о времени появлении христианства на территории Руси достаточно сложный — ученые до сих пор расходятся во мнениях по этому поводу. Достоверные записи говорят о том, что первая христианская община в Причерноморье появилась не позже начала IV века, тогда же была основана епископская кафедра в Пантикапее, древнегреческом городе на месте современной Керчи. 

До самых недавних пор наиболее ранними признаками существования христианского храма в другой греческой колонии, Фанагории (ее руины располагаются неподалеку от поселка Сенной в Краснодарском крае), был бронзовый крест VI века, типичный для храмового инвентаря. Однако крест достаточно легко можно перенести в новый храм из другого места даже через века после создания. Более надежными свидетельствами были бы менее мобильные вещи.

Новая находка ученых из Института археологии РАН в этом плане особенно значима. Согласно пресс-релизу, поступившему в распоряжение «Чердака», они обнаружили фрагмент мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края, а также фрагмент мраморной купели для крещения новообращенных христиан. Оба предмета типичны для храмов того времени, и в то же время переносить их с места на место довольно сложно. Поэтому археологи считают находки убедительными свидетельствами того, что в Фанагории существовал христианский храм.

Фрагмент мраморной столешницы. V-VI век, Фанагория. Институт археологии РАН
Описание
Фрагмент мраморной столешницы. V-VI век, Фанагория. Институт археологии РАН

Более сложный вопрос заключается в датировке находок. Стратиграфически (по возрасту слоев, в которых найдены артефакты) ученые не смогли определить их возраст. Однако мраморные столешницы в форме греческой буквы «сигма» были распространены в храмах в качестве алтаря, а также стола для подношений и во время литургических и поминальных трапез. Обычно подобные объекты датируют V-VI веками, потому что находят их именно в слоях этого времени. Подобных алтарных столов исключительно мало: на сегодняшний день известны только три целых экземпляра. 

В том же слое археологи нашли фрагмент купели из мрамора. В таких в ранневизантийское время крестили так называемых оглашенных — людей, которые заранее готовились принять крещение. Купели могли быть самых разных размеров и форм — круглыми, прямоугольными, многогранными, в форме многолепестковой розетки. Купель, найденная в Фанагории, в плане выглядит как прямоугольник с двумя отверстиями для слива воды — верхним и нижним. Отверстия играли ту же роль, что в сегодняшних ваннах: через нижнее вода спускалась после церемонии, а из верхнего выливались излишки воды, вытесняемые при погружении человека, проходящего крещение. 

Фрагмент мраморной купели V-VI века. Фанагория. Институт археологии РАН
Описание
Фрагмент мраморной купели V-VI века. Фанагория. Институт археологии РАН

Судя по размерам, фанагорийская купель была рассчитана и на младенцев, и на взрослых. Крещение взрослых в православной традиции распространено в регионах, где христианство только начинает свое продвижение и где основную массу крестившихся составляют вчерашние язычники. К сожалению, сохранились только боковые, тыльная стороны купели и ее дно. Как выглядела ее лицевая сторона, на которой обычно изображали христианские символы, остается неизвестным.

 Иван Ортега