Подрагивание звезды указало на потенциально обитаемую суперземлю. Эта планета вшестеро массивнее нашей, и это повышает шансы на существование на ней жизни

У относительно близкого к Земле красного карлика GJ 357 астрономы нашли две новые экзопланеты — вдобавок к открытой ранее. Особое внимание исследователей привлекла самая далекая от звезды планета. Она получает столько же энергии, что и Марс от Солнца, но благодаря бо́льшей массе должна быть намного теплее. Вероятно, на ее поверхности может быть жидкая вода, а значит, есть и вероятность существования жизни.

Звезда GJ 357 располагается в созвездии Гидры, в 31 световом годе от Земли. Она уже привлекала внимание астрономов: ранее, в 2019 году, предназначенный для поиска экзопланет космический телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite) уже открыл рядом с ней планету GJ 357 b. По массе и плотности она близка к Земле, но из-за близости к светилу температура на этой планете не ниже 250 °С, то есть жизни земного типа там быть не должно.

В ходе новой работы международная группа астрономов проанализировала полученные от того же TESS данные о не совсем обычном подрагивании GJ 357 — вероятно, под действием гравитации каких-то небесных объектов. Оказалось, что у светила есть еще две планеты, GJ 357 с и GJ 357 d. Первая из них характеризуется минимально возможной массой в 3,4 земных и равновесной (то есть без учета «согревающей» атмосферы) температурой около 127 °С. Это говорит о том, что жизни на GJ 357 с скорее всего нет: океаны на ее поверхности должны быстро выкипать.

Читайте также: Телескоп TESS открыл поблизости от Солнечной системы потенциально обитаемую планету. Но слова астрономов об этом не до конца сходятся с их же данными

А вот вторая планета, GJ 357 d, с минимальной массой в 6,1 земных, находится дальше от светила, ее равновесная температура –53 °С (всего на 10 выше, чем на Марсе). Однако GJ 357 d в 60 раз массивнее Марса и вшестеро массивнее Земли. Это значит, что там должна быть плотная атмосфера, которая может заметно поднять температуру на поверхности. Авторы работы считают, что с учетом газовой оболочки эту планету можно считать потенциально обитаемой.

Схема расположения планет вокруг звезды GJ357. Chris Smith / NASA's Goddard Space Flight Center

Сейчас достоверно неизвестно, насколько планеты массой более пяти земных могут быть пригодны для жизни. Для экзопланет массой более шести земных известны случаи довольно низкой удельной плотности, заметно ниже земной. Это означает, что на таких планетах должна быть значительная атмосфера (иногда и гидросфера). Если газовая оболочка у такой планеты действительно плотная, она создаст сильнейший парниковый эффект. Особенно мощным он может быть, если атмосфера насыщена легкими газами, водородом или гелием, чьи молекулы хорошо поглощают инфракрасное излучение. В этом случае температура на планете может быть  слишком высокой для жизни земного типа.

Например, плотная венерианская атмосфера за счет парникового эффекта добавляет поверхности планеты 513 градусов (равновесная температура там 227 K, наблюдаемая – 740 K), делая ее безжизненной. Если атмосфера GJ 357 d обеспечивает ей такой же сильный парниковый эффект, то, даже получая от звезды столько же энергии, что и Марс, планета может быть слишком горячей для земной жизни.

Иван Ортега