Солнечный парусник LightSail 2 совершил успешный орбитальный маневр. Он стал четвертым космическим аппаратом, успешно «вставшим под паруса»

Частный солнечный парусник LightSail 2 успешно продемонстрировал возможность маневрирования в космосе при помощи давления солнечного света. За четыре дня аппарат поднял свою орбиту на 1,7 километра и не затратил при этом ни грамма топлива.
Снимок с борта LightSail 2, сделанный 25-го июля 2019 года Planetary Society
Снимок с борта LightSail 2, сделанный 25-го июля 2019 года
© Planetary Society

Солнечный парус — это большое легкое зеркало, которое сообщает космическому кораблю импульс за счет давления света. Солнечные лучи создают очень малое давление, не более десяти микропаскалей, но зато оно бесплатно и постоянно. Солнечный парус из тонкой металлизированной пленки очень легок и компактен в сложенном виде — все эти преимущества давно привлекают конструкторов, но история реальных летных испытаний у  солнечных парусов все еще весьма скромна.

Организация The Planetary Society пытается запустить в космос солнечный парусник уже не первый раз. В 2001 и 2005 годах они запускали свои аппараты при участии российских специалистов, но оба раза эти попытки закончились аварией ракеты.

Первая попытка запустить солнечный спутник была предпринята с борта российской подлодки в 2001 году. The Planetary Society

В 2006 году солнечный парусник попытались запустить уже другие конструкторы, из Японского космического агентства (JAXA), но и их детище оказалось не слишком успешным: парус при развороте заклинило. Неудачи словно преследовали парусники: в 2008 году свой парусный наноспутник потеряли специалисты NASA — это, кстати, был один из первых пусков компании SpaceX.

В 2015-м очередная попытка The Planetary Society наконец увенчалась выходом в космос, но тогда был запущен только прототип, призванный показать жизнеспособность аппарата. Полноценные испытания самого паруса провести не удалось из-за слишком низкой орбиты.

И вот теперь парусник энтузиастов космонавтики наконец-то не просто достиг космоса, но и вышел на орбиту, где сопротивление со стороны остатков атмосферы (а она отчасти тормозит даже МКС) уже не мешало давлению света проявить себя в полной мере. Силы света не хватило на масштабные маневры вроде выхода на траекторию полета к другой планете, но инженеры The Planetary Society зафиксировали повышение апогея, самой высокой точки орбиты LightSail 2, почти на два километра с одновременным снижением перигея, самой низкой точки. Это значит, что орбита спутника немного вытянулась.

Высота апогея (сверху) и перигея (снизу) LighSail 2. The Planetary Society / NXTRAC

LightSail 2 стал четвертым кораблем, успешно «вставшим под паруса» в космосе. Кроме него под парус в космосе раскрывали только японский IKAROS на траектории полета к Венере, околоземный аппарат NASA NanoSail-D2  и LightSail 1, который, как уже упоминалось, предназначался для испытания самой системы разворота паруса, но не для проверки его ходовых качеств.

LightSail 2 по своим размерам сопоставим с буханкой хлеба. The Planetary Society