Закрашенные глаза не помешали гусеницам сменить цвет. Это помогает им лучше сливаться с фоном, спасаясь от птиц

Биологи выяснили, что гусеницы бабочки березовой пяденицы, судя по всему, воспринимают цвет не только глазами, но и всей кожей целиком. Это помогает им менять свой окрас и сливаться с окружающей средой, спасаясь от птиц.
Гусеницы березовой пяденицы, сменившие цвет в тон окружению даже несмотря на то, что их глаза закрасили акриловой краской Arjen van't Hof / University of Liverpoool
© Arjen van't Hof / University of Liverpoool

Способность мимикрировать под среду, даже не видя ее глазами, есть у некоторых рептилий, рыб и моллюсков. У членистоногих она изучена плохо, но известно, что те хоть и медленно, за несколько часов, но все-таки могут изменить свой окрас на другой, более подходящий обстановке. Исследователи из Германии и Великобритании изучили, как эта способность проявляется у гусениц березовой пяденицы (Biston betularia). Эта бабочка известна тем, что на ее примере до сих пор объясняют действие естественного отбора. Бабочки, которые до промышленной эволюции были в основном белыми, почернели после того, как на стволах деревьев стала оседать сажа.

Ученые вырастили 321 гусеницу и разделили их на две группы. Одним глаза замазывали черной акриловой краской, чтобы они ничего не видели, другим же не делали ничего. Гусениц выращивали в пластиковых контейнерах, в которых была еда (ивовые листья) и палочки, причем в каждом они были окрашены строго в один цвет: черный, белый, зеленый и коричневый.

Читайте также: Едят ли гусеницы полиэтилен? Исследование полугодичной давности уличили в недостатке доказательств

Ученые обнаружили, что гусеницы пытались слиться с окружающей средой, меняя свой бледно-коричневый окрас в соответствии с цветом палочек в их контейнерах. При этом и «слепые», и зрячие гусеницы перекрашивались одинаково хорошо. Чтобы проверить качество камуфляжа, ученые оценили, как мимикрировавших гусениц из обеих групп видела бы синица-лазоревка, их основной враг. Результаты подтвердили, что птичий глаз, скорее всего, не различил бы слепую гусеницу, которая стала зеленой, черной, белой или коричневой, от зрячей тех же цветов.

Далее ученые провели с уже перекрасившимися гусеницами другой опыт. Они посадили насекомых в контейнеры, в которых крест-накрест были размещены по две палочки разных цветов. Личинок оставляли на 12 часов в покое, а затем смотрели, куда они уползли. Оказалось, что во всех случаях гусеницы предпочли подходящую им по цвету палочку.

Чтобы понять, каким образом даже ослепленные гусеницы настолько хорошо чувствуют цвет, исследователи изучили гены в наружных покровах гусениц и нашли среди них гены опсинов — белков, которые преобразуют свет в электрохимический сигнал и необходимы для зрения. Гены опсинов экспрессировались во всех сегментах тела гусениц, по всей его поверхности.

Ученые считают, что способность мимикрировать, улавливая цвет среды всем телом, а не только глазами, может повышать шансы гусениц выжить. Личинки пяденицы, которые окрашивались бы только в цвет того, что находится прямо перед их глазами, были бы гораздо заметнее для своих врагов — птиц.