В Новой Зеландии нашли останки самого большого попугая. Его назвали Неожиданным Гераклом. Птица была вдвое больше самого крупного своего родственника из ныне живущих

Находка палеонтологов показала, что 18 миллионов лет назад на территории нынешней Новой Зеландии обитали попугаи ростом около 1 метра и массой около 7 килограммов. Это самый большой попугай из известных на сегодня. Ученые назвали его Heracles inexpectatus — Неожиданный Геракл.
Реконструкция внешнего вида ископаемого Heracles inexpectatus — самого большого попугая из известных науке Dr Brian Choo / Flinders University
© Dr Brian Choo / Flinders University

Останки попугая палеонтологи нашли в формации Баннокберн на Южном острове Новой Зеландии. Возраст пород формации — около 16—19 миллионов лет. Находка представляла собой две кости ног. Ученые сравнили их с птичьими костями из коллекций Смитсоновского музея и Музея Южной Австралии.

Результаты показали, что кости принадлежали представителю отряда попугаеобразных (Psittaciformes). Ученые отнесли птицу к надсемейству Strigopoidea, в которое входят и другие новозеландские попугаи.

Сравнение костей Heracles inexpectatus (a, b, f и g) с костями какапо Strigops habroptila (d, e), а также сравнение силуэтов Heracles inexpectatus и человека (c)

Птица была крупной, массой около 7 килограммов. Это вдвое больше другого обитателя Новой Зеландии — нелетающего какапо (Strigops habroptila), который удерживает рекорд по размерам среди современных попугаев.

По имеющимся костям понять, какой образ жизни вел попугай, нельзя. Однако палеонтологи предполагают, что птица могла вести хищный образ жизни, если учесть ее размеры и характерный клюв остальных представителей отряда. Кроме того, другой ныне живущий новозеландский попугай, кеа (Nestor notabilis), иногда нападает на овец.

Попугай кеа
Попугай кеа

Размер вымершего попугая — типичный случай островного гигантизма. Даже в нынешней фауне Новой Зеландии есть представители видов, которые гораздо крупнее своих сородичей с материка. А в древности там обитали такие птицы, как огромные, трехметровые моа (Dinornithiformes), и самый большой в истории орел Хааста (Harpagornis moorei) с размахом крыльев около двух метров.

Реконструкция внешнего вида орла Хааста и моа в представлении художника
Реконструкция внешнего вида орла Хааста и моа в представлении художника

По мнению ученых, гигантизм объясняется тем, что на островах когда-то не было хищников. Поэтому птицы, переселившиеся в Новую Зеландию, могли спокойно расти, не боясь стать чьей-то жертвой. С этим, возможно, связано и то, что крупные новозеландские птицы, например те же моа, не могли летать. В этом они не одиноки — например, кювьеров пастушок, живущий на Сейшелах, разучился летать, поселившись на атолле.