В Эфиопии нашли древнейшую стоянку горцев. Она возникла тут в каменном веке: люди пили ледниковую воду и питались кротовыми крысами

Археологи обнаружили фекалии, остатки очагов, кости добычи и изделия из обсидиана на палеолитической стоянке людей в горах Эфиопии. Их находка — древнейшее свидетельство оседлой жизни на высоте около 4000 метров.
Вид на укрытие Финча-Хабера в горах Бейла, Эфиопия Götz Ossendorf
Вид на укрытие Финча-Хабера в горах Бейла, Эфиопия
© Götz Ossendorf

Следы человека, который забирался бы высоко в горы в доисторические времена, находили и до этого. Но сообщение ученых, опубликованное в Science, рассказывает про первые известные признаки оседлой жизни на высоте 4000 метров над уровнем моря. Это открытие стало первым свидетельством того, что человек еще в каменном веке начал осваивать высокогорья, не слишком удобные для жизни из-за холода и низкого давления. Жизнь на такой высоте требует не только привычки, но и адаптаций на генетическом уровне.

Ученые обнаружили в скальном укрытии Финча-Хабера, на высоте 3469 метров над уровнем моря, семь артефактов из обсидиана неясного назначения, пять осколков керамики и одну стеклянную бусину. Кроме того, нашлись следы горелого дерева, то есть кострищ, фекалии и кости животных. Анализ находок показал, что их возраст примерно равен 47 000 — 31 000 лет.

Укрытие Финча-Хабера, вид снаружи (сверху) и изнутри (снизу)
Укрытие Финча-Хабера, вид снаружи (сверху) и изнутри (снизу)

Обсидиан, из которого сделаны найденные учеными артефакты, древние жители, судя по всему, брали из обнажений этой породы на высоте 4200 метров. Вокруг обнаженного источника обсидиана были разбросаны многочисленные отщепы камня — следы добычи обсидиана.

Типичный инструмент каменного века со следами использования, найденный на стоянке

Обсидиан в этой «палеолитической шахте» соответствовал обсидиану, из которого были сделаны артефакты, найденные на стоянке, судя по результатам анализа его атомного состава.

Ученый берет пробы камня, который был принесен ледником, для датировки движения ледника

Фекалии, найденные на стоянке, принадлежали в основном травоядным и всеядным животным. Ученые считают, что фекалии всеядных на самом деле человеческие, потому что их много и это хорошо согласуется с остальными признаками обитаемости — обсидиановыми изделиями, углями и костями животных. Кости принадлежали кротовым крысам Tachyoryctes macrocephalus, грызунам из семейства слепышей, которые живут там и сейчас.

Нижняя челюсть кротовой крысы Tachyoryctes macrocephalus, найденная на стоянке
Нижняя челюсть кротовой крысы Tachyoryctes macrocephalus, найденная на стоянке

Древние люди, судя по всему, стали горцами из-за удобного расположения ресурсов и их обилия. Поскольку 93% всех костей принадлежали слепышам, ученые пришли к выводу, что эта обильная и легкая добыча была одной из причин, по которым древние люди забрались высоко в горы. Другая причина — ледник. В то время, когда в горах Бэйл жили люди, выше их стоянок проходила граница ледника. Тот таял и был неисчерпаемым источником пресной воды. Кроме того, рядом были уже упомянутые выходы обсидиана.