Озон в городском воздухе назвали одной из причин хронической болезни легких. В самых загрязненных местах каждодневный эффект от него сопоставим с выкуриваемой пачкой сигарет

Американские медики проанализировали истории болезни более пяти тысяч пациентов из шести крупных городов США за 10 лет. Они пришли к выводу, что озон в городском воздухе может провоцировать эмфизему легких. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, подобные болезни дыхательной системы отвечают примерно за пять процентов всех смертей в мире, то есть более чем за три миллиона ежегодно.

Эмфизема легких — это хроническое заболевание, из-за которого кислороду становится труднее поступать в кровь человека, а углекислому газу — выводиться из нее. Официально ВОЗ считает «эмфизему» устаревшим синонимом понятия «хроническая обструктивная болезнь легких» (ХОБЛ), однако на практике врачи все равно используют этот термин. Работы российских медиков показали, что часто ХОБЛ диагностируется далеко не сразу и не у всех больных. Мужчины, как отмечается в большинстве исследований, болеют ХОБЛ чаще женщин, поскольку чаще курят и больше сталкиваются с мелкой пылью на производстве.

Впрочем, табачный дым и пыль — это далеко не единственные факторы риска. В новой публикации на страницах Journal of the American Medical Association медики решили сопоставить риск развития эмфиземы легких с загрязнением воздуха разными веществами. Проанализировав более 5700 историй болезни, собранных за десять лет в шести крупных американских городах, ученые пришли к выводу, что главным источником опасности является озон. В стратосфере этот газ защищает нас от ультрафиолета, однако одновременно может вызвать повреждение клеток из-за своей высокой химической активности. Как и кислород, озон состоит из тех же атомов, но в его молекуле не два атома, а три. Такая структура гораздо менее стабильна. Кислород в трехатомных молекулах легче вступает в химические реакции и за счет этого оказывается более сильным окислителем.

Озон широко используют для обеззараживания воды, воздуха и различных материалов. Вблизи поверхности земли он может образоваться и самостоятельно — под действием ультрафиолета и органических загрязнителей. В этом случае он попадает в воздух и оказывается вреден для человека. По российским нормативам, в воздухе может быть не более трех сотых миллиграмма озона на кубометр, это примерно 14-15 объемных частей на миллиард.