Карканье ворон оказалось управляемым. Эксперименты показали, что птицы издают звуки не произвольно, а сознательно

Немецкие ученые выяснили, что воро́ны умеют управлять издаваемыми звуками и в нужный момент могут как каркнуть, так и промолчать. К такому выводу они пришли после экспериментов, в ходе которых птицы достаточно легко научились воспринимать условные сигналы в виде цветных квадратов.
Черная ворона (Corvus corone) Maciej Olszewski / Shutterstock
Черная ворона (Corvus corone)
© Maciej Olszewski / Shutterstock

Птицы могут издавать множество звуков, которые подчас складываются в сложные мелодии. С помощью звуков птицы защищают территорию, предупреждают друг друга о хищниках, привлекают самок и просто общаются. Тем не менее ученые не смогли до конца определить, как именно птицы издают звуки — намеренно или рефлекторно.

Ученые из Тюбингенского университета решили выяснить это, проведя эксперименты на черных воро́нах (Corvus corone), у которых, как и у певчих птиц, достаточно большой вокальный репертуар. Кроме того, известно, что представители семейства врановых — одни из наиболее умных в птичьем мире.

Чтобы понять, что птица каркает специально, нужно соблюсти одновременно три условия. Во-первых, каркать ворона должна только в ответ на произвольный стимул, который не несет определенной смысловой нагрузки. Во-вторых, карканье должно по времени зависеть от появления этого стимула. В-третьих, птица должна каркать только тогда, когда стимул появляется, а если его нет или вместо него появляется какой-то другой, то никаких звуков она издавать не должна. Эти требования ученые применяют и в тестах, которые помогают различать волевые и эмоциональные реакции у людей — например, у пациентов с лицевым параличом, которые не могут улыбнуться или нахмуриться по команде, но способны делать это спонтанно.

Ученые провели две серии экспериментов. Первая из них длилась 10 дней, в ней участвовали три птицы, которых помещали в клетку со специальным экраном, который показывал два типа сигналов, похожих на двуцветный светофор. Белый квадрат означал, что нужно подождать следующего сигнала, а синий — что в течение трех секунд ворона должна каркнуть.

Схема первой части эксперимента
Схема первой части эксперимента

Если она это делала, ученые выдавали птице лакомство, если же она торопилась и каркала при белом квадрате, то не получала ничего. В одном испытании из пяти белый квадрат оставался на экране дольше пяти секунд. Так авторы работы пытались подловить ворону и проверить, не каркает ли она просто через определенные промежутки времени.

Во второй серии экспериментов ученые сменили функцию квадратов — теперь синий означал ожидание, а белый служил сигналом к карканью. Кроме того, ученые сделали этот «светофор» трехцветным, добавив зеленый запретительный квадрат. Он появлялся в 40% случаев, и если ворона не каркала при нем, то тоже получала лакомство. Это было нужно для того, чтобы проверить, не каркает ли птица просто от возбуждения в ожидании лакомства.

Второй эксперимент авторы начали не сразу: перед ним они переучили ворон (уже двух, потому что третью забрали участвовать в другом опыте) воспринимать новые цвета. Те освоили все достаточно быстро — например, они разобрались, что синий и белый квадраты «поменялись местами», всего за три дня. После переподготовки птиц снова ожидали, как и в первом случае, 10 испытаний.

В итоге оказалось, что вороны каркали практически всегда вовремя — они попадали в нужный временной интервал в среднем в 91% случаев. Примечательно, что ни одна из трех ворон ни разу не повелась на уловку с белым квадратом.

Авторы работы пришли к выводу, что черные воро́ны действительно могут целенаправленно контролировать свое карканье. Они умеют каркать в ответ на определенный стимул, понять, что его смысл изменился и перестроиться, и даже замолчать тогда, когда нужно. Это значит, что они действительно каркают скорее намеренно, чем рефлекторно.