Газовые потоки с температурой порядка 80 млн градусов Цельсия протянулись более чем на 10 млн световых лет
Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

ПАРИЖ, 21 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Баранов/. Космическому телескопу "Планк" впервые удалось запечатлеть два звездных скопления, соединенных "мостом горячего газа". Об этом сообщило во вторник Европейское космическое агентство /ЕКА/, контролирующее аппарат, который с 2009 года используется для изучения реликтового излучения в нашей Вселенной - остаточных следов Большого взрыва.

Астрономы обнаружили "соединяющие два звездных скопления - "Abell 399" и "Abell 401" - газовые потоки с температурой порядка 80 млн градусов Цельсия, которые протянулись более чем на 10 млн световых лет", говорится в заявлении ЕКА. В агентстве напомнили, что на существование подобных "горячих газовых мостов" во Вселенной косвенно указывали данные, которые собрала запущенная в 1999 году европейская обсерватория "Экс-эм-эм Ньютон" /XMM-Newton/. Однако тогда сигнал был слишком слабым, чтобы сделать точные выводы.

Обнаружить эти газовые потоки удалось благодаря эффекту Сюняева-Зельдовича, пояснили в ЕКА. Он заключается в том, что интенсивность реликтового излучения характерным образом меняется из-за взаимодействия с горячим межзвездным газом. Отслеживая эти изменения, "Планк" смог не только отыскать сами скопления галактик, но и распознать относительно слабые по своему излучению соединяющие их потоки газа.

"На начальных этапах существования Вселенной многочисленные потоки газообразных веществ пронизывали ее наподобие гигантской паутины. В местах наиболее плотного скопления этих потоков образовывались звездные кластеры, - отметили в агентстве. - Большая часть этого газа до сих пор не обнаружена, но астрономы считают, что его, скорее всего, можно найти между взаимодействующими звездными скоплениями, когда газовый поток начинает сжиматься и нагреваться, из-за чего его становится легче заметить".