В России нашли способ обойти блокировку программируемой гибели в раковых клетках

Метод сотрудников МГУ основан на повышении в клетках белков выживания семейства Bcl-2

МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова исследовали способ и описали разные подходы, позволяющие обойти блокировку программируемой клеточной гибели (ПГК) в раковых клетках, в дальнейшем это исследование позволит повысить эффективность терапии онкологических заболеваний, сообщила в пятницу пресс-служба вуза.

"Сотрудники Факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова исследовали способ, позволяющий обойти блокировку программируемой клеточной гибели (ПГК) в раковых клетках и повысить эффективность терапии онкологических заболеваний. Исследование было выполнено при поддержке Российского научного фонда (РНФ)", - говорится в сообщении. Исследование также попало на обложку научного журнала Trends in Cell Biology, который выйдет 27 апреля.

Основной задачей терапии онкологических заболеваний является запуск программируемой гибели клетки в опухолевых клетках с помощью фармакологических или физических воздействий. Но клетки опухоли способны вырабатывать устойчивость к механизмам гибели. Один из таких способов - повышение в клетках белков выживания семейства Bcl-2, которые блокируют программируемую гибель клетки. К числу последних, в частности, относится белок Mcl-1, что делает его мишенью для разработки противопухолевых препаратов.

В исследовании сотрудники МГУ описали все наиболее актуальные подходы, направленные на нейтрализацию Mcl-1. И предсказали потенциальные побочные эффекты, связанные с ингибированием Mcl-1 в здоровых клетках. Кроме того, ученым удалось установить особенности взаимодействия Mcl-1 с его природными антагонистами - белками Noxa и Bim.

"Полученные данные позволили сформулировать теорию о направленном создании соединений, вызывающих специфическую деградацию Mcl-1 в протеасомах - внутриклеточных комплексах утилизации белков", - сказал руководитель лаборатории исследования механизмов апоптоза, один из авторов исследования, профессор Борис Животовский, слова которого приводятся в сообщении.

Подобная систематизация, как отмечается в сообщении, поможет улучшить подходы, направленные на нейтрализацию Mcl-1 в рамках противоопухолевой терапии. В дальнейшем ученые МГУ намерены изучить способы подавления Mcl-1 на различных опухолевых клеточных линиях.