Ученые открыли биомаркеры, предупреждающие смертность беременных от скачка давления

Специалисты выявили ранние изменения в молекулах РНК при обследовании беременных женщин с системной красной волчанкой

ТАСС, 8 апреля. Американские ученые после обследования группы беременных женщин, страдающих красной волчанкой, выявили ранние изменения в молекулах РНК в крови. Полученные результаты специалисты намерены использовать для определения вероятности развития у матерей, ожидающих потомство, преэклампсии (скачка давления, представляющего угрозу для жизни роженицы и ребенка), сообщают авторы статьи, опубликованной в понедельник в журнале Journal of Experimental Medicine, издаваемом Рокфеллеровским университетом в Нью-Йорке.

По данным ВОЗ, сейчас одной из главных причин, ведущих к серьезным заболеваниям, длительной инвалидности и летальному исходу у матерей и младенцев, являются гипертензивные нарушения (связанные с артериальным давлением). Среди таких нарушений, вызывающих осложнения при беременности, особо следует выделить преэклампсию, которая относится к числу ключевых факторов материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Большинство летальных исходов, вызванных преэклампсией, можно избежать при условии, что женщинам, страдающим от подобных осложнений, будет оказана своевременная и эффективная медицинская помощь.

"Ключом для нас стало изучение проявлений волчанки у беременных. Обследование беременных женщин с системной красной волчанкой (аутоимунное заболевание соединительной ткани с поражением сосудов) выявило специфические биомаркеры (ранние изменения в молекулах РНК), присутствующие в крови, которые потенциально можно использовать для определения вероятности развития у рожениц преэклампсии (заболевания, возникающего во время беременности, одним из симптомов которого является критическое повышение давления, которое может сопровождаться отеками и является опасным как для матери, так и для ребенка)", - пишут исследователи в журнальном отчете.

Системная красная волчанка - заболевание, при котором иммунная система поражает здоровые ткани организма. Болезнь встречается преимущественно у женщин и чревата высоким риском развития осложнений во время беременности. По словам ученых, приблизительно у каждой пятой роженицы, страдающей волчанкой, возникают такие риски, как преэклампсия, гибель плода (выкидыш) и преждевременные роды. Еще несколько десятков лет назад среди медиков бытовало твердое убеждение, что больные волчанкой не могут иметь детей, а при возникновении беременности у страдающих этим недугом необходим аборт, поскольку опасность осложнений слишком велика.

Путь открытия

Исследователи обнаружили, что у больных волчанкой беременных мам в иммунной системе наблюдался рост числа нейтрофильных клеток (подвида лейкоцитов). Более того, специалисты заметили, что уровень нейтрофилов увеличивался прежде, чем это обычно случается у беременных пациенток с прогрессирующей преэклампсией.

Анализируя молекулы РНК, присутствующие в крови в начале беременности, исследователи смогли идентифицировать уникальную иммунносигнатуру (определенная совокупность различных клеток и антител), которая потенциально способна помочь в прогнозировании и предотвращении преэклампсии эффективнее, чем это возможно в сложившейся практике по всем остальным клиническим симптомам болезненного состояния.

"Ранние биомаркеры [такие, как ранние изменения в РНК] необходимы для прогнозирования исхода беременности, а также для информирования беременных женщин о методах лечения волчанки, что позволит потенциально снизить заболеваемость и смертность от этого недуга", - написала ведущая автор изыскания, специалистка из Института здоровья детей при Корнеллском медицинском центре (США) Вирджиния Паскуаль.

По словам ученых, теперь их результаты должны быть подтверждены новым независимым исследованием.