Ученые нашли способ делать клетки светящимися с помощью ферментов биолюминесцентных грибов

МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Ученые Института биоорганической химии (ИБХ РАН, Москва) и Федерального исследовательского центра "Красноярский научный центр СО РАН" вместе с коллегами из других научных центров России и стран зарубежья выяснили природу свечения грибов и создали светящиеся дрожжи, используя этот механизм. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ со ссылкой на ИБХ РАН.

"Испускание света [грибами] обеспечивают всего четыре фермента, перенос которых в любые другие организмы делает их светящимися. Чтобы это проиллюстрировать, авторы создали светящиеся в темноте дрожжи. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences", - говорится в сообщении.

Группа исследователей смогла обнаружить особый фермент, который запускает реакцию свечения в грибах, а также ферменты, которые необходимы для производства молекулы люциферина. Процесс окисления именно этой молекулы заставляет грибы светиться. В ходе эксперимента работа фермента люциферазы, "включающего свет", была протестирована на эмбрионах шпорцевой лягушки и даже на человеческих раковых клетках. Во всех случаях наблюдалась реакция, приводящая к свечению объекта.

"Нам удалось не только понять генетику биолюминесценции грибов и проследить механизм ее эволюции, но еще и создать совершенно новый молекулярный инструмент для биотехнологии", - считает руководитель проекта Илья Ямпольский, заведующий отделом биомолекулярной химии Института биоорганической химии РАН, чьи слова приводятся в сообщении.

Результаты исследования можно будет использовать для более детальной и качественной визуализации таких биологических процессов, как миграция раковых клеток, а также при разработке новых лекарств, считают в Институте биоорганической химии РАН. Работа ученых поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ).

Система свечения оказалась близка к типичным путям обмена веществ организмов. Обнаруженные ферменты запускают в клетках грибов "цикл кофейной кислоты" - каскад реакций, приводящих к биосинтезу люциферина и последующему свечению. Светящимся может стать любой организм, клетки которого производят кофейную кислоту. Остальные организмы можно просто дополнить двумя недостающими ферментами. Ученые продемонстрировали это, создав светящиеся дрожжи.