Физики из Петербурга предложили новую концепцию притягивающего луча

Отмечается, что разработку могут применять в биологии и медицине

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 ноября. /ТАСС/. Ученые из петербургского Университета ИТМО разработали модель оптического притягивающего луча, предназначенного для захвата частиц. Об этом в понедельник сообщает пресс-служба вуза.

"Физики из Университета ИТМО разработали модель притягивающего оптического луча для захвата частиц на основе новых искусственных материалов. С помощью такого луча можно передвигать частицы или клетки навстречу источнику излучения. Исследование показало, что гиперболические метаповерхности перспективны для экспериментов по созданию притягивающего луча, а также для его практических применений", - говорится в сообщении.

Притягивающие лучи давно описаны в фантастических книгах и фильмах - там они используются инопланетянами для захвата больших объектов, таких как животные, люди, машины, корабли. На протяжении долгого времени ученые работают над тем, чтобы создать нечто подобное в реальной жизни, но разрабатываемые современными физиками технологии позволят перемещать лишь микроскопические частицы, такие как отдельные атомы или живые клетки.

"Из школьного курса физики мы знаем, что есть такая вещь, как радиационное давление, в 1901 году Петр Николаевич Лебедев, русский физик показал экспериментально, что свет оказывает давление на материальные объекты, - рассказал ТАСС руководитель исследовательской группы ИТМО, работающей над проектом, Александр Шалин, - луч притяжения это отрицательное радиационное давление, когда свет не отталкивает тело от себя, а, наоборот, притягивает. Его так просто не реализовать. Идея была высказана довольно давно, помимо того, что у фантастов это давно муссируется, идея его создать в действительности была предложена в начале этого десятилетия".

Петербургские ученые предложили использовать для создания таких лучей так называемые метаматериалы - искусственные периодические структуры из повторяющихся элементов, с необычными оптическими свойствами. По словам Шалина, пока речь идет о теоретической разработке вопроса создания притягивающего луча для частиц. По его оценке, для создания экспериментального прототипа понадобится полтора - два года. Его, в свою очередь, можно будет использовать в качестве образца для проектирования реальных рабочих установок.

"[Возможная область применения луча] - биология, медицина: неразрушающее перемещение биологических объектов, клеток, при помощи излучения. Это один из немногих способов который позволяет, не разрушив биологический объект, управлять его движением: захватить лучом и двигать в произвольном направлении", - добавил Шалин.