Ученые CERN примут участие в исследованиях нацпроекта "Наука"

Россия, в свою очередь, хочет участвовать в новых проектах Европейской организации ядерных исследований

МОСКВА, 23 ноября. /ТАСС/. Европейская организации ядерных исследований (CERN) заинтересована в участии в российских проектах, в том числе тех, которые будут выполнены в рамках нацпроекта "Наука". Об этом сообщил в пятницу ТАСС первый замминистра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников.

23 ноября в Минобрнауки РФ состоялось очередное заседание комитета "Россия - CERN". В Москву прибыла делегация CERN во главе с генеральным директором организации Фабиолой Джанотти. Российскую делегацию на переговорах возглавил Трубников.

"Мы хотим участвовать в новых проектах CERN, а CERN выражает интерес и желание участвовать в наших проектах: и в тех, которые в рамках нацпроекта "Наука" будут реализовываться, и в других интересна коллаборациях", - сказал Трубников.

Генеральный директор CERN также выразила заинтересованность в расширении дальнейшего сотрудничества с Россией. "Как пример, это проект НИКА, который находится в Дубне. Он реализуется при непосредственном участии CERN, и мы в дальнейшем планируем принимать в нам участие", - сказала ТАСС Джанотти.

NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) - новый ускорительный комплекс, строящийся на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне, один из шести проектов "мегасайнс", включенный в нацпроект "Наука". Среди его основных задач - изучение свойств плотной барионной материи (барионы - семейство элементарных частиц). Ожидается, что ученые ОИЯИ на этой установке смогут воссоздать особое состояние вещества, в котором пребывала наша Вселенная первые мгновения после Большого Взрыва, - кварк-глюонную плазму.

Европейская организация по ядерным исследованиям, созданная 1954 году, - крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. В CERN построены первый ускоритель частиц - синхроциклотрон, Большой электрон-позитронный коллайдер и Большой адронный коллайдер (БАК). Ученые центра сделали ряд крупных открытий: обнаружили W- и Z-бозоны, впервые получили атом антиводорода. А в 2013 году в CERN в результате серии экспериментов на БАК был обнаружен бозон Хиггса - элементарная частица, за счет которой, по мнению ученых, фактически создается вся масса Вселенной.