Экипаж приземлившегося "Союза" привез на Землю выведенных на орбите мух-дрозофил

Также космонавты привезли порцию человеческих костей и детекторы от "Матрешки"
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Описание
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

КОРОЛЕВ /Московская область/, 27 апреля. /Корр.ИТАР- ТАСС Елена Зубцова/. Спускаемый аппарат последнего аналогового корабля "Союз" с экипажем МКС-29/30 сегодня в 15:45 мск совершил мягкую посадку в казахстанской степи. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/.

Сразу после приземления космонавты пройдут предварительное медицинское обследование в мобильном госпитале, затем их доставят вертолетами в Кустанай. Оттуда россияне Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин вылетят спецрейсом на подмосковный аэродром Чкаловский, где их ждут коллеги и родные. Астронавт НАСА Дэниел Бербанк отправится прямо в Хьюстон. Шкаплеров, Иванишин и Бербанк проработали на орбите более 165 суток.

Вместе с космонавтами на Землю вернулись выведенные на орбите мухи-дрозофилы, которые должны помочь ученым исследовать процесс восстановления структуры ДНК в космосе. Из личинок разного возраста, доставленных на орбиту 22 апреля на борту грузового корабля "Прогресс М-15М", появились особи и теперь "коллекцию" ученых должны пополнить около полутысячи "космических" мух. "Основная цель эксперимента "Полиген" с мухами-дрозофилами - понять процесс репарации /восстановления структур/ ДНК в условиях воздействия факторов космического полета", - пояснила руководитель исследований Ольга Ларина. Полученные данные помогут ученым разобраться с проблемой мутагенеза в космосе.

Экспедиция МКС-29/30 была очень насыщенной. Экипаж принял и разгрузил два российских грузовых корабля "Прогресс", а также третий европейский "грузовик" серии ATV "Эдоардо Амальди". По плану космонавты должны были выполнить еще одну важную миссию - пристыковать к станции первый коммерческий американский "грузовик", старт которого первоначально был запланирован на март текущего года. Однако запуск коммерческого корабля неоднократно переносился /в настоящее время он назначен на 7 мая/.

Шкаплеров вместе с оставшимся на станции Олегом Кононенко провел один выход в открытый космос по российской программе. В середине января они переместили грузовую стрелу с модуля "Пирс" на "Поиск" /МИМ-2/, установили блоки с образцами материалов космического назначения для эксперимента "Выносливость" и провели эксперимент "Тест", цель которого - проверить наличие на внешней поверхности МКС земных бактерий, устойчивых к космическим условиям.

Кроме того, Шкаплеров и Кононенко подготовили к запуску первый научный микроспутник "Чибис-М", который с помощью специального пускового контейнера был "отстрелен" с борта грузового корабля "Прогресс М-13М" после отстыковки "грузовика" от МКС.

Экипаж МКС-29/30 провел на орбите большую программу научных исследований. Только российская часть научной программы включала 37 различных экспериментов, часть из которых на МКС еще не проводились.

Так, космонавты привезли результаты эксперимента "Константа", позволяющего определить закономерности поведения живой материи в космосе. "Цель эксперимента - определить влияние факторов космического пространства на ферменты при их воздействии на субстраты", - напомнила руководитель исследований Татьяна Крашенинникова. По наблюдениям ученых, со временем нахождения в невесомости активность ферментов падает. Полученные в ходе эксперимента данные помогут ученым понять, как ведут себя в космосе ферментативные системы, в том числе человеческого организма, чтобы впоследствии выработать эффективные методики для поддержания жизнедеятельности космонавтов в длительных, в частности межпланетных полетах.

Космонавты также привезли с собой восемь пробирок с человеческими костями из тех, что были доставлены на орбиту в начале июня прошлого года в рамках эксперимента "Кальций". С помощью фрагментов человеческих костей ученые хотят исследовать причины и динамику вымывания кальция из костной ткани в ходе длительного космического полета, чтобы решить одну из самых "больных" задач для врачей, обеспечивающих здоровье и работоспособность космонавтов. Постепенное вымывание кальция из костей человека во время длительного космического полета - уже установленный факт, однако динамика процесса до сих пор не ясна. "Если растянуть эксперимент по времени /получать образцы раз в три месяца/, мы сможем проследить, как идет процесс и насколько глубоко", - пояснила Крашенинникова.

На борту "Союза" на Землю вернулся пенал с результатами эксперимента "Биотрек", который пролетал в космосе около двух лет. Задача исследователей в этом эксперименте - провести корреляцию между радиационной обстановкой и изменениями свойств бактерий и грибов, а также их целевой продуктивностью. Для этого в пеналы с культурами вмонтированы датчики, которые фиксируют общую дозу радиации, вид и энергию тяжелых частиц. Проанализировав полученные данные, ученые смогут подтвердить или опровергнуть гипотезу, что в длительном полете на микроорганизмы оказывает воздействие не только радиационное поле, но и другие факторы, например, ослабленное магнитное поле Земли. Результаты биотехнологических исследований в дальнейшем помогут подготовить экспедицию к дальним планетам и обеспечить биологическую безопасность межпланетных станций.

Кроме того, Шкаплеров и Иванишин доставили на Землю детекторы, демонтированные из манекена "Матрешка-Р" и защитного экрана-шторки, с помощью которых ученые исследуют воздействия радиации на жизненно важные органы тела человека. Полученные данные в дальнейшем помогут разработать рекомендации для будущих межпланетных перелетов.