Российский грузовой корабль "Прогресс" успешно пристыковался к МКС

Он доставил около 2,4 тонн различных грузов, в том числе продукты питания, воду и новые детекторы для манекена "Матрешка"
Фото ЕРА/NASA/ИТАР-ТАСС
Фото ЕРА/NASA/ИТАР-ТАСС

КОРОЛЕВ /Московская область/, 22 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Второй в этом году российский грузовой космический корабль "Прогресс" сегодня успешно пристыковался к Международной космической станции /МКС/. "В 18:39 мск "Прогресс М-15М" причалил к стыковочному модулю "Пирс" в автоматическом режиме", - сообщили корр.ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/.

На борту "грузовика" - около 2,4 т различных грузов, в том числе продукты, вода, кислород, санитарно-гигиенические средства, топливо, оборудование для модулей станции. Кроме стандартных грузов, "Прогресс" доставил на станцию оборудование для научных экспериментов "Типология", "Полиген", "Биоэмульсия", "БИФ", "АРИЛ", "ОЧБ", "Плазменный кристалл", "Физика-Образование".

Помимо этого, экипаж МКС-30 /россияне Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин, Олег Кононенко, американцы Дэниел Бербанк, Дональд Петтит и голландец Андре Кейперс/ получил посылки от семей и психологов.

Среди грузов "Прогресса" - новая "начинка" для манекена "Матрешка-Р", с помощью которого ученые исследуют влияние космической радиации на критически важные органы человека. "Мы отправили 20 пеналов с пассивными детекторами, измеряющими дозу в глубине фантома, и 32 детектора для внешнего чехла "Матрешки", - сообщил корр. ИТАР-ТАСС руководитель эксперимента Вячеслав Шуршаков. Кроме того, "грузовик" доставит на МКС 6 датчиков с пассивными дозиментрами, которые установят в разных отсеках станции для измерения перепадов дозы радиации, а также новые укладки для защитной "шторки".

Защитная шторка-экран, установленная вдоль наружной стенки одной из кают российского сегмента МКС летом 2010 года, оборудована кармашками, в которые вставлены полиэтиленовые упаковки с влажными салфетками и полотенцами, используемыми для личной гигиены экипажей и для уборки станции. Упаковки и пропитка салфеток изготовлена из материалов, содержащих водород, углерод и азот, которые эффективнее всего ослабляют космическую радиацию. Толщина защитного слоя составляет до 10 см. Для измерения эффекта ослабления используются термолюминесцентные и пузырьковые детекторы, данные с которых фиксируются с использованием бортовых считывателей. По словам Шуршакова, на борту "Прогресса" - 12 детекторов, половину из которых установят в каюте, защищенной шторкой, а остальные - в месте, не прикрытом от радиации.

Специалисты по питанию, кроме стандартных рационов, загрузили на борт "Прогресса" 14 кг свежих фруктов - яблоки, апельсины, грейпфруты, лимоны, а также один кг репчатого лука. Все плоды упакованы в специальные контейнеры, позволяющие сохранять их свежими в течение нескольких месяцев. Кроме того, космонавтам отправили на дегустацию несколько видов рыбных консервов /по 3 банки окуня в желе, окуня копченого и бланшированной салаки/. А по спецзаказу кофемана Кононенко - 10 упаковок кофе с сахаром.

В посылках от психологов и семей космонавты также найдут немало деликатесов - шоколадные конфеты, сухофрукты, орехи и другие лакомства, которые не только разнообразят меню "небожителей", но и поднимают им настроение.

Психологи, как обычно, позаботились о духовной пище экипажа. Кроме "сладких подарков" - конфет от двух известных российских кондитерских фабрик, они также отправили 10 DVD-дисков с самыми "свежими" зарубежными фильмами. Кроме того, на борт МКС послали презент к дню рождения будущего командира МКС Геннадия Падалки, старт которого запланирован на 15 мая /он отметит свое 54-летие на орбите 21 июня/. Однако на пакете психологов, как и на укладке космических кутюрье, также передавших свой сюрприз "новорожденному" на этом "грузовике", стоит строгая надпись: "Не вскрывать до 21 июня", поэтому порадоваться подаркам дисциплинированный космонавт сможет только в день рождения.

Получит обновки не только будущий именинник, но и все космонавты и астронавты из экипажа МКС-30. "Мы, хоть и с опозданием, вызванным не зависящими от нас причинами, но отправили им памятные рубашки к Дню космонавтики, - сообщил ИТАР-ТАСС главный космический кутюрье Александр Яров. - На каждой вышита дата "12.04.2012", космонавтик с флажком в руках и инициалы членов экипажа".

С прилетом "Прогресса М-15М" на российском сегменте МКС будут заняты все четыре стыковочных узла. У модулей "Рассвет" /МИМ-1/ и "Поиск"/ МИМ-2/ пришвартованы "спасательные шлюпки" - пилотируемые корабли "Союз ТМА-03М" и "Союз ТМА-22", а на стыковочном узле служебного модуля "Звезда" находится третий европейский "грузовик" серии ATV - "Эдоардо Амальди", который прибыл на орбиту в конце марта.

Примерно в 21:25 мск космонавты откроют люки "Прогресса" и извлекут срочные грузы, а затем проведут его консервацию. К разгрузке россияне приступят только на следующей неделе.