Космонавты из экипажа МКС проводят репетицию спуска на Землю на корабле "Союз"

По плану, космонавты должны покинуть орбитальную станцию и отправиться на Землю 27 апреля
Фото ИТАР-ТАСС
Описание
Фото ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 20 апреля. /ИТАР-ТАСС/. У половины экипажа МКС-30 "чемоданное настроение": Россияне Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, которые вместе с американцем Дэниелом Бербанком несут орбитальную вахту с ноября прошлого года, готовятся к возвращению на Землю. Как сообщили ИТАР-ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/, "сегодня в плане космонавтов - тренировка по спуску на корабле "Союз" и подгонка изделий "Кентавр", которую из ЦУПа будут контролировать специалисты".

По плану, Шкаплеров, Иванишин и командир МКС Бербанк на борту последнего аналогового корабля "Союз ТМА-22" должны покинуть орбитальную станцию и отправиться на Землю 27 апреля. Сегодня россияне проводят двухчасовую репетицию спуска. Обычно в таких занятиях задействован весь экипаж корабля из трех человек, но Бербанк занят работой на американском сегменте, поэтому в тренировке не участвует.

Космонавты частично расконсервируют "Союз", а затем, не выдавая команд, отработают на пульте управления корабля все детали отстыковки, спуска и приземления в автоматическом режиме. Кроме того, на случай, если при посадке не сработает автоматика, они освежат в памяти навыки ручного управления. После того, как в мае 2003 года "Союз ТМА-1" с шестым экипажем МКС "сорвался" на баллистический спуск и приземлился в 460 км от запланированного района, готовящиеся к возвращению на Землю космонавты обязаны репетировать действия в такой ситуации.

Специальное приспособление "Кентавр", подгонкой которого сегодня также заняты Шкаплеров и Иванишин, улучшает самочувствие космонавта, не допуская прилива крови к голове при спуске. "Это штатное изделие для всех обитателей МКС", - напомнил ИТАР-ТАСС Александр Яров, генеральный директор фирмы "Кентавр-Наука", где изготавливают одежду для космонавтов, а также изделия "Кентавр" и "Браслет-М".

Индивидуальный "Кентавр" состоит из плотно облегающих нижнюю часть тела шортов и гетров из специальной ткани, которые подгоняются с помощью шнуровки. "Утянутый" в изделие космонавт проходит "отсидку" в индивидуальном ложементе, где проверяется, чтобы костюм как можно плотнее облегал тело, но не давил, иначе возможно онемение конечностей. При спуске космонавты надевают полетные скафандры "Сокол" прямо на "Кентавр".

Пока коллеги готовятся в посадке, третий россиянин Олег Кононенко займется наукой: проведет сессии экспериментов "Идентификация" и "Биодеградация". В рамках первого проводится мониторинг обстановки в отсеках МКС и разрабатываются алгоритмы, обеспечивающие оперативное выявление несанкционированных источников возмущений, приводящих к странным звукам внутри и вне станции, о которых не раз сообщали работавшие на орбите космонавты и астронавты.

Для мониторинга экологической среды внутри МКС, которая функционирует уже больше десяти лет, экипажи в рамках эксперимента "Биодеградация" проводят сбор микробиологических проб с поверхностей российского сегмента станции. Цель эксперимента - определить степень биоповреждений от микроорганизмов и бактерий, которые заводятся внутри "орбитального дома", напомнили в ЦУП. Особое опасение у специалистов вызывает микробиологическая обстановка на старейшем модуле станции "Заря", где первые экипажи МКС по неосторожности развели грибы.