В 27 тысяч световых лет от Земли выявлен пульсар, не соответствующий представлениям об этом виде нейтронных звезд

Объекту всего 25 млн лет, хотя обычно возраст пульсаров приближается к 1 млрд лет, сообщило в четверг космическое ведомство США

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 4 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/. Поразительное открытие сделала группа ученых США и Германии с помощью данных, полученных бортовыми приборами космического телескопа НАСА "Ферми". На расстоянии около 27 тыс световых лет от Земли исследователи изучили пульсар, характеристики которого противоречат современным представлениям об этом виде нейтронных звезд, являющихся источником различных видов электромагнитного излучения, доносящегося до нашей планеты через определенные интервалы времени /импульсами/. Объекту, расположенному в направлении созвездия Стрельца, всего 25 млн лет, хотя обычно возраст пульсаров приближается к 1 млрд лет, сообщило в четверг космическое ведомство США.

Пульсирующая нейтронная звезда, занесенная в каталоги под названием J1823-3021A /буквы латинские/, входит в состав NGC 6624 - одного из 160 шаровидных скоплений древних звезд, вращающихся вокруг нашей галактики Млечный путь. Пульсары являют собой один из конечных продуктов своей эволюции, обладая такими признаками, как малый размер, высокая плотность и огромная масса. Так, чайная ложка их вещества может весить столько же, сколько высочайшая гора на Земле - Эверест. Такие звезды исключительно быстро вращаются вокруг собственной оси, порой совершая до 43 тыс оборотов в минуту. Пульсары тусклы, не способны на вспышки активности, генерируя потоки излучения за счет аккреции вещества соседних обычных звезд. Когда этот источник энергии заканчивается, пульсар постепенно превращается в холодную мертвую глыбу.

J1823-3021A, как заключили астрономы, наоборот, по космическим меркам "молода", активна и является яркой. И этим пульсар резко выделяется в своем шаровидном скоплении звезд. "Поразительно то, что источником всего гамма- излучения, которое доносится от скопления, является один единственный объект. По тому, насколько быстро он испускает энергию, можно заключить, что объект сформировался относительно недавно. Он выделяется в своем окружении подобно кричащему ребенку в доме престарелых", - пояснил один из авторов работы Паоло Фрейре из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне.

Попутно ученые открыли 9 новых пульсаров, испускающих гамма-излучение. "С учетом этого общее число пульсаров, открытых с помощью телескопа "Ферми", превысило 100. Это настоящая веха в исследованиях, так как до запуска "Ферми" в 2008 году ученым было известно лишь 7 таких звезд, испускающих гамма-излучение", - отметил астрофизик Пабло Саз из Института физики заряженных частиц при Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Основные положения исследования опубликованы в номере журнала "Сайенс" за 3 ноября.