Все новости

Ростовские ученые нашли в золотоордынском Азаке усадьбу кочевников XIV века

Находка позволяет говорить о том, что границы древнего города были намного шире, чем ученые предполагали ранее

АЗОВ /Ростовская область/, 4 сентября. /ТАСС/. Археологическая экспедиция, которая ведет раскопки на территории средневекового Азака (современного Азова) обнаружила жилую усадьбу XIV века, изменившую представление ученых о границах города. Археологи предполагают, что в ней могли проживать бывшие кочевники. Об этом рассказал ТАСС археолог, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский.

"Структура города представляла собой следующее: был городской центр, вокруг которого шла цепочка могильников, за этой цепочкой внутренней начинались окраины с более редким населением, с улицами, а потом шла внешняя зона могильников. [На окраине] мы ожидали найти кладбище, зафиксированное в 20 м от данного раскопа, но нашли жилую усадьбу. Это даже не окраина, это за пределами [города], потому что край города маркировался могильниками", - уточнил он.

По словам Масловского, найденная в пригороде Азака усадьба говорит о том, что границы города были намного шире, чем ученые предполагали ранее. Здесь же археологи обнаружили костяную накладку на колчан.

"[Это] позволяет говорить, что проживали в этом пригороде выходцы из степи, потому что эта накладка связана с монголами - на территории Монголии такие колчанные накладки встречаются регулярно. В нашем городе их производили, но более вероятно, здесь жил не мастер их производящий, а просто владелец колчана. Так что, скорее всего, сначала сформировался город, а потом уже в этот город на заработки стали приходить вчерашние степняки. Датировка этого района определяется временем возникновения могильников - собственно говоря, XIV веком, точнее, этот квартал появляется не раньше 1320 года", - добавил ученый.

Цепь могильников

Вокруг города археологи обнаружили цепь могильников - всего их выявлено около 40, - которая являлась условной границей Азака. Причем между кладбищами всегда оставляли определенное расстояние, говорит Масловский.

"Между могильниками оставался пустырь - иногда всего метров 30. Очевидно, что это отдельные кладбища, принадлежали разным группам населения, которые не смешивались. Первое, что приходит в голову, это, конечно, разные этнические группы - в городе проживали порядка двух десятков народов. Может быть вариант, что это разделение по имущественному признаку: на одном кладбище хоронили бедных, а на другом - богатых", - говорит археолог.

После того, как закончились все свободные для захоронения участки, объясняет он, жители средневекового Азова начали хоронить умерших на территориях заброшенных усадеб, но пустырь между могильниками всегда оставался. Он также напомнил, что археологи обнаружили на окраине города и захоронение монгола-язычника, который сохранил кочевой вид.

"Мы в прошлом году нашли [захоронение] монгола, который жил в конце XIV века, да еще и язычник. А жил в городе, не где-то в глухом лесу, где его никто не видел. До этого момента практически все находки, связанные с бывшими кочевниками, которые приходили и становились горожанами, они все концентрировались на противоположном конце города", - добавил Масловский.

Армянские надписи и мордовская брошь

Масловский рассказал, что сейчас ученые продолжают также исследовать чаши с армянскими надписями. "На донце чаш написано короткое слово армянскими буквами, но это слово не армянское, а тюркское, означает оно "бай" - господин. По моему предположению, это обращение к господу. Скорее всего, рядом находилась армянская церковь", - добавил он.

Специалисты в этом году во время раскопок нашли и более интересную, по словам Масловского, деталь - первую на территории золотоордынского Азака мордовскую сюльгаму - женскую брошь XIV века. Такой формы застежки были характерны для женского костюма средневековой мордвы. Они скрепляли разрез рубахи на груди.

"Это мордовская специфическая деталь одежды, застежка для одежды у женщин - мы ее нашли. Это говорит о том, что были здесь мордвы. Все сюльгамы были медные и поэтому, сложно судить по ним, носил их богатый человек или бедный. Сюльгама была потеряна на улице, и женщина, которой она принадлежала, вообще может быть не местная", - продолжает он.

Как сообщали ранее в музее, золотоордынский Азак в XIV веке был одним из центров мировой торговли мехами, а Мордовия была ими богата, "возможно, с торговлей мехами была связана находка сюльгамы". Масловский уточнил, что средневековый Азов был "одним из крупнейших торговых центров тогдашнего цивилизованного мира".

Средневековый Азак, по словам Масловского, известен только благодаря раскопкам - не сохранилось ни средневековых карт, ни хроник, которые бы описывали город. Археолог напомнил, что "Азов - это самый крупный памятник археологии на территории Ростовской области и единственный за всю историю Донского края, когда чеканили монету". Азак занимает примерно половину современного Азова.