Собранный в крымской пещере грунт с костями животных изучат в Екатеринбурге

Ученые считают, что исследование пещеры поможет понять, каким был Крым до ледникового периода

МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Российские ученые собрали около 500 килограммов грунта из пещеры, которая была найдена в районе строительства федеральной трассы "Таврида" в Крыму. Материал будет исследован в лаборатории Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН (ИЭРиЖ УрО РАН, Екатеринбург), сообщил в среду ТАСС старший научный сотрудник Института, кандидат биологических наук Дмитрий Гимранов, находящийся в составе экспедиции в Крыму.

Ранее глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что инициировал создание комиссии по обследованию пещеры, которая была обнаружена в районе поселка Зуя Белогорского района при строительстве трассы "Таврида". Работы на этом участке приостановлены до тех пор, пока исследования не завершатся, поскольку, по мнению специалистов, существует угроза провала дорожного полотна. Эксперты отмечали, что пещера поможет понять, каким был Крым до ледникового периода.

"Мы извлекли из пещеры грунт по слоям и промыли его на специальном сите, получив так называемый концентрат, в котором есть камни, песок и косточки животных. Среди костей животных есть кости грызунов, амфибий, рептилий и мелких птиц - все это очень важно для палеэкологических реконструкций. Только узкие специалисты, которые в том числе есть у нас в лаборатории палеоэкологии в Екатеринбурге, могут определить, что это за животные. В изучении пещер у них есть огромный опыт работы в данном направлении - это около 40 лет работы и более 3 тыс. исследованных пещер в разных точках страны", - сказал собеседник агентства.

По его словам, всего собрано около 500 килограммов грунта. "Концентрат уже отправлен транспортной компанией в Екатеринбург, где ученые будут проводить необходимые исследования. Там есть специалисты и по мелким, и по крупным животным. В ближайшее время в пещере нужно провести более обширные исследования с последующей консервацией или музеефикацией раскопа", - пояснил Гимранов.

Ведущий методист музея зоологии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Дмитрий Старцев ранее сообщил ТАСС, что при обследовании пещеры совместно с коллегами из Екатеринбурга также были обнаружены кости древнего гигантского носорога. Кроме того, среди находок - останки медведей, псовых, лошадей, древних слонов и саблезубой кошки. По предположению ученых, в пещеру они могли быть занесены хищными животными, в том числе, древними гиенами.

Основными объектами исследований специалистов Лаборатории палеоэкологии ИЭРиЖ УрО РАН являются ископаемые остатки растений и животных. Ежегодно ученые принимают участие в экспедициях в России и за рубежом. Так, в 2018 г. они отправятся в арктическую тундру Ямало-Ненецкого АО для изучения костных остатков северного оленя, которое поможет понять историю возникновения оленеводства на севере Западной Сибири. Кроме того, запланировано обследование пещеры в Пермском крае, где в 1990-е был обнаружен самый большой в мире череп пещерного льва.