Определенный тип сверхновых звезд рождается при взрывах белых карликов

Данные звезды по массе близки к нашему Солнцу, но имеют меньшие размеры и более высокую плотность, американские ученые

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 15 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/. Американские ученые впервые получили прямое подтверждение теории, согласно которой определенный тип сверхновых звезд рождается при взрывах белых карликов. Данные звезды по массе близки к нашему Солнцу, но имеют меньшие размеры и более высокую плотность. Исследование основано на результатах обработки данных наблюдений, которые велись с помощью наземных телескопов, расположенных на юге штата Калифорния и на вулкане Мауна-Кеа /штат Гавайи/. Эти инструменты позволили астрономам проследить эволюцию сверхновой и определить, какие объекты дали ей "жизнь".

Отправной точкой исследования, проведенного астрономом Питером Наджентом из Национальной лаборатории им.Лоуренса Беркли, стало открытие, сделанное еще в августе. Тогда автоматический телескоп калифорнийской обсерватории Паломар уловил реликтовое излучение от вспышки, которая по своей яркости превосходила наше светило в 2,5 млрд раз. Дополнительные наблюдения, сделанные с помощью телескопа "Кек" на Гавайях, подтвердили, что речь идет о вспышке сверхновой типа Ia. Она, согласно расчетам, произошла в галактике М101 /Pinwheel galaxy/ на расстоянии 21 млн световых лет от Земли. Один световой год представляет собой расстояние, которое преодолевает за год свет, летящий со скоростью 300 тыс км в секунду. Иными словами, речь идет о событии, произошедшем 21 млн лет назад.

"Мы смогли установить время чудовищного взрыва очень точно, с погрешностью до лишь 20 минут", - уточнил Наджент. По его словам, зная, какое количество энергии высвобождается при вспышке сверхновой, ученые проследили этап ее эволюции в обратном направлении до стартовой точки. Особенности спектра первоначального источника света, в свою очередь, позволили исследователям определить минимально допустимый размер объекта. Он соответствует сравнительно небольшой звезде с высокой плотностью, исчерпавшей запас ядерного топлива. Иначе говоря, это белый карлик.

Наджент с коллегами заинтересовались вторым объектом в системе, превратившейся в сверхновую звезду под названием SN 2011fe. Ряд вариантов сразу отпал. Например, парное с белым карликом тело не могло быть красным гигантом, так как его столкновение с внешними слоями коллапсирующего "соседа" было бы более заметным, чем то, что наблюдали в телескопы ученые. И вспышка была бы на несколько порядков ярче. "У нас остался единственный вариант событий - компаньоном белого карлика была звезда, не намного отличавшаяся от Солнца", - заключил Наджент. Правильность его вывода позднее подтвердили результаты обработки данных космического телескопа НАСА "Хаббл", который вел наблюдение за галактикой М101 до открытия SN 2011fe. Инструмент не зарегистрировал следов объекта, соответствовавшего размеру красных гигантов, уточнил Вейдон Ли из Калифорнийского университета в Беркли.

Основные положения докладов Наджента и Вейдона публикует сегодня журнал "Нейчур".