Грузовой корабль "Эдоардо Амальди" пристыковался к российскому сегменту МКС в автоматическом режиме

Фото NASA
Фото NASA

КОРОЛЕВ /Московская область/, 29 марта. /Корр. ИТАР- ТАСС Елена Зубцова/. Третий европейский грузовой корабль серии ATV - "Эдоардо Амальди" успешно пристыковался к российскому сегменту МКС.

"В 02:31 мск корабль пристыковался к служебному модулю "Звезда" в автоматическом режиме", - сообщили корр. ИТАР- ТАСС в подмосковном Центре управления полетами /ЦУП/.

При проходе последних 250 метров новейшая система автоматического сближения ATV-3 использовала датчики видеометра, которые анализируют отражения лазерного луча, посылаемого "грузовиком" от видеомишеней МКС. Несмотря на внушительную массу - более 20 тонн - корабль способен маневрировать с точностью до нескольких сантиметров, отметили в ЦУП. Выполнив расчет расстояния и траектории движения к стыковочному узлу на служебном модуле "Звезда", корабль состыковался с МКС.

Ручного режима стыковки на европейских "грузовиках" не предусмотрено, напомнили в ЦУП. С борта станции процесс сближения и причаливания контролировали россиянин Олег Кононенко и голландец Андре Кейперс.

"Эдоардо Амальди" обладает большей грузоподъемностью по сравнению с другими "грузовиками", когда-либо входившими в состав орбитального комплекса. Сегодня он доставил на МКС примерно 6,6 т грузов для нужд экипажа и станции, в том числе 2,2 т сухих грузов - больше, чем на предыдущих кораблях этой серии. На борту "грузовика" - топливо, вода, кислород, продукты, одежда, санитарно-гигиенические средства, различное оборудование и посылки для экипажа. Кроме того, корабль доставил на орбиту новый блок перекачки жидкости - важнейшую часть американской системы переработки урины в питьевую воду.

ATV - единственный космический аппарат /кроме российского "Прогресса"/, способный осуществлять функции дозаправки, ориентации и регулярной коррекции орбиты станции. Кроме того, с помощью его двигателей можно выполнять маневр уклонения от космического мусора, если возникнет такая угроза.

"Эдоардо Амальди" пробудет в составе орбитального комплекса почти полгода. По истечении этого срока ATV-3, в который к тому времени загрузят отходы жизнедеятельности и отработанное оборудование, отстыкуют от станции и затопят на "кладбище космических кораблей" в Тихом океане.

Грузовой корабль ATV-3 был запущен 23 марта с космодрома Куру во Французской Гвиане на ракете-носителе "Ариан-5".

По программе МКС Европейское космическое агентство приняло на себя обязательства изготовить и запустить на орбиту пять грузовых кораблей серии ATV. Первый корабль - "Жюль Верн", запущенный в марте 2008 года, пробыл в составе орбитального комплекса полгода. Второй "грузовик" - "Иоганн Кеплер" - в прошлом году проработал на орбите 4 месяца. До 2014 года ЕКА планирует запустить к МКС еще два корабля этой серии - "Альберт Эйнштейн" /2013/ и "Жорж Леметр" /2014/. Запуск этих аппаратов покроет обязательства ЕКА по МКС до 2017 года. После 2014 года эта программа будет переориентирована на другие цели.

На МКС сейчас работает 30-я основная экспедиция - российские космонавты Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин, Олег Кононенко, американцы Дэниел Бербанк, Дональд Петтит и голландец Андре Кейперс.