Все побывавшие на борту МКС мухи-дрозофилы вернулись на Землю живыми и здоровыми

Объект исследований был выбран не случайно, у мух много общего с человеком

МОСКВА, 23 ноября. /Корр.ИТАР-ТАСС Елена Зубцова/. Россиянин Сергей Волков - командир корабля "Союз", приземлившегося накануне в казахстанской степи, доставил на Землю две пробирки с десятками мух-дрозофил. Выведенные на орбите насекомые должны помочь ученым исследовать возможности снижения риска нарушений целостности генома, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов космического полета.

"Все прилетевшие особи целы, сегодня ночью из взрослых куколок начали вылетать первые мухи", - сообщила корр.ИТАР- ТАСС руководитель эксперимента "Полиген", ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Ольга Ларина.

На корабле "Союз ТМА-22", который стартовал с Байконура 14 ноября, ученые отправили две пробирки. В первой находились яйца, отложенные взрослыми особями, которых посадили в пробирку за сутки до полета специально для того, чтобы оставить там потомство, а затем убрали. Во втором "домике" на орбиту полетели 80 мелких личинок. В космосе личинки окуклились, но мухи вылупились только на Земле. В итоге ученые, решающие важную проблему космической биологии, получили несколько десятков выведенных на орбите насекомых. "Благодаря тому, что мы отправляли счетное количество личинок и получили только одно поколение, взрослых особей можно легко пересчитать", - отметила Ларина.

Основная цель этого эксперимента - понять, каким образом космический полет влияет на интенсивность мутационного процесса у дрозофил. "Мы хотим сравнить темпы мутагенеза в разных популяциях, подвергнутых условиям космического полета", - пояснила руководитель эксперимента.

Объект исследований был выбран не случайно. По словам Лариной, "по системе репарации генов у мух много общего с человеком". Количество структурных генов у человека всего в два раза больше, чем у мух, к тому же мухи плодятся очень быстро, что позволяет за две-три недели получить большой объем материала для работы.

Основной фактор космического полета, влияющий на частоту появления мутаций, - космическая радиация. Кроме того, на живые организмы на орбите воздействует невесомость, вибрация, электромагнитные излучения и другие факторы. Изучив особенности мутагенеза в условиях космического полета на примере модельных животных, ученые в дальнейшем смогут применить полученную информацию для разработки методов снижения риска нарушений целостности генома у космонавтов при длительных межпланетных перелетах.

Эксперимент "Полиген" идет на орбите уже более 10 лет. Несколько раз / в 2001, 2003, 2009, 2010 и 2011 гг/ мухи "гостили" на МКС, кроме того, их сородичи путешествовали на биоспутниках "Бион". По программе исследований предусмотрены еще несколько полетов "космических" насекомых. Следующий отряд мух-дрозофил отправится на МКС на борту грузового корабля "Прогресс" в апреле 2012 года.