Бактерии из древних мерзлых пород Арктики могут существовать в условиях Марса

В УрФУ отметили, что полученные исследователями данные расширяют представления об устойчивости земных форм жизни
Марс NASA via AP
Марс
© NASA via AP

ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 ноября. /ТАСС/. Российские ученые выяснили, что некоторые бактерии древних арктических мерзлых пород могут существовать в неактивном состоянии в близких к марсианским условиях до 20 млн лет. Изучение микроорганизмов проходило в рамках проекта "Ноев Ковчег", сообщили в четверг в пресс-службе Уральского федерального университета (УрФУ), который стал одним из участников проекта.

"Исследование имеет очень большую ценность, поскольку позволяет приблизиться к пониманию пределов выживаемости микроорганизмов, заключенных в природные субстраты, в экстремальных условиях. При участии УрФУ проводились молекулярно-биологические анализы образцов для исследования структуры микробных сообществ", - приводит пресс-служба слова старшего научного сотрудника лаборатории Extra Terra Consortium физико-технологического института УрФУ Сергея Булата.

По словам ученых, в ходе исследования специалистами были изучены древние мерзлые породы, не оттаивавшие около 2 млн лет.

"Они смоделировали условия повышенного радиационного фона в сочетании с низкими температурами, близкими к марсианским, и изучили устойчивость микроорганизмов к ним. До сих пор не было известно, каковы пределы устойчивости микроорганизмов к воздействию таких экстремальных факторов. Выяснилось, что некоторые бактерии, обитающие в древних арктических мерзлых породах, могут существовать в близких к марсианским условиях до 20 миллионов лет в неактивном состоянии", - сообщили в пресс-службе.

В вузе добавили, что полученные результаты необходимы для планирования астробиологических космических миссий, при которых нужно внимательно подойти к выбору объектов и регионов исследования и разработке методов обнаружения жизни. "Эти данные в целом расширяют представления об устойчивости земных форм жизни", - отметили в пресс-службе.

О проекте

"Ноев ковчег" - это масштабный проект по созданию первого в мире мегахранилища биологических материалов. Их изучение может дать ключ к пониманию механизмов редких болезней и секретам эволюции.

Исследование было проведено учеными МГУ в сотрудничестве с коллегами из УрФУ, Института космических исследований РАН, Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Петербургского института ядерной физики имени Б. П. Константинова, Национального исследовательского центра "Курчатовский институт". Результаты опубликованы в журнале Extremophiles.