ЖЕНЕВА, 13 ноября. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Певчие птицы учат новые мелодии, применяя стратегию, которая очень напоминает методы, используемые при обучении детей иностранному языку.
К такому выводу пришли швейцарские ученые и их американские коллеги.
Птица зебровая амадина решает задачу изучения мелодий "шаг за шагом, и даже возвращается назад в этом процессе, исполняя известные ей звуки и адаптируя их к звукам, которые предстоит выучить". На этом этапе учебы последовательность звуков часто нарушается, и тогда на следующем этапе птица выстраивает новые звуки в нужном порядке, сообщает Федеральная политехническая школа Цюриха (ETH Zurich).
"Зебровая амадина применяет стратегию деления столь сложной задачи, как выучивание новой песни, на части, с которыми легко справиться. Это позволяет пернатым расширять репертуар с минимальными усилиями", - заявил руководитель исследования, профессор Института нейроинформации ETH Zurich Ричард Ханлозер.
Ученые пришли к этому выводу в ходе экспериментов с молодыми птицами - менее месяца от рождения. Ежедневно они транслировали через динамики мелодию, которую птицы затем выучивали. По прошествии месяца исследовали поменяли композицию. Зебровые амадины стали пытаться адаптировать выученную мелодию к новой. Во время исследований все песни записывались, а потом раскладывались на звуки при помощи компьютера. "В природе птицы инстинктивно приспосабливают свои песни к тем, которые исполняют более взрослые особи того же вида", - констатировал Ханлозер.
По его словам, учебный алгоритм, применявшийся зебровыми амадинами, "очень напоминает лучшие методы, которые используются сейчас в компьютерной лингвистике для сравнения документов". "Ученые-компьютерщики используют ту же стратегию, которую эволюционно выработали певчие птицы, и пернатые, вероятно, применяют ее на протяжении миллионов лет", - отметил Ханлозер.
Пока у исследователей нет полной ясности в том, используют ли дети при изучении иностранного языка точно такую же стратегию. Как подчеркнул профессор Ханлозер, существует много схожего в том, как дети учатся говорить, а птицы петь. Например, как и птенцы, дети при обучении удваивают звуки. У детей это "ма-ма", "па-па", "до-до". В ходе научной работы было доказано, что и дети, и птенцы продолжают придерживаться этого алгоритма при изучении новых звуков, даже уже овладев сложными звуковыми сочетаниями.
Согласно гипотезе Ханлозера, маленькие дети при изучении иностранных языков используют, как и пернатые, "минималистский подход": они осваивают новые звуки, адаптируя их к уже известным. Но эта гипотеза требует для своего подтверждения дальнейших изысканий, указывает ETH Zurich.