Российские ученые узнали о пользе внутренних каннабиноидов при эпилепсии

По мнению специалистов, активация эндогенной каннабиноидной системы может также помочь при лечение повреждений мозга

МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и МФТИ в своей работе показали, что против эпилепсии помогают аналоги веществ, содержащихся в конопле, которые производит сам организм. Об этом сообщила во вторник пресс-служба МФТИ. Результаты опубликованы в журнале Brain Research.

"Мы показали, что симптомы эпилепсии могут значительно ослабевать, либо полностью блокироваться, если подопытным животным вместе с веществом, которое их вызывает, вводить препараты, активирующие деятельность эндоканнабиноидной системы мозга", - приводит пресс-релиз слова Валентины Кичигиной, заведующей лабораторией системной организации нейронов ИТЭБ РАН, доктора биологических наук.

Эпилепсия, гиппокамп и каннабиноиды

Эпилепсия - одно из самых распространенных хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в возникновении повторных судорожных приступов в разных частях мозга. Если очаг эпилепсии находится в височной доле, такая эпилепсия называется височной - именно ее и исследовали ученые.

В настоящее время не существует надежных способов для лечения височной эпилепсии. При тяжелых формах и устойчивости к лечению больным удаляют гиппокамп, в котором и формируются судороги. Гиппокамп - это часть мозга, которая находится в височных отделах, она отвечает за формирование краткосрочной памяти и перевод ее в долгосрочную, поэтому после удаления гиппокампа пациент больше не может запоминать новую информацию. Из-за этого исследователи постоянно ищут способы защитить гиппокамп от развития эпилепсии.

Каннабиноиды - это вещества, которые содержатся в конопле. Организм животных и человека также производит каннабиноиды, которые называют "эндоканнабиноиды", потому что их производит сам организм. Эндоканнабиноиды поддерживают гомеостаз мозга, модулируют высвобождение возбуждающих и тормозящих нервную систему веществ. Они участвуют также в регуляции иммунной системы организма.

Эксперимент

Биологи смоделировали развитие височной эпилепсии у морских свинок, используя нейротоксин, вызывающий при введении в организм животных так называемый эпилептический статус, после чего ввели в мозг животных вещества, которые стимулировали работу эндоканнабиноидной системы.

Оказалось, что активация выработки эндоканнабиноидов нормализует электрическую активность в мозге и снижает дисбаланс в деятельности гиппокампа. Кроме того, эндоканнабиноиды защитили клетки гиппокампа - несмотря на действие нейротоксина, гиппокамп остался практически неповрежденным.

Ученые считают, что активация эндогенной каннабиноидной системы может помочь не только при эпилепсии, но и при лечении повреждений мозга, вызванных нейротоксинами.