Ученые ЮАР: первым на Земле ядовитым существом был предок ранних млекопитающих

Специалисты йоханнесбургского Университета Витватерсранда исследовали останки тероцефала эучамберсия, обнаруженные в провинции Восточный Кейп. Существо было размером со среднюю собаку

ПРЕТОРИЯ, 13 февраля. /ТАСС/. Первым на Земле ядовитым существом был тероцефал эучамберсия - предок ранних млекопитающих. С такой гипотезой выступили ученые после изучения останков костей этого существа, обнаруженных в свое время в провинции Восточный Кейп (ЮАР).

Теперь стало ясно, что речь идет о животном, обитавшем около 260 млн лет назад в этой провинции, то есть еще до появления млекопитающих, говорится в пресс-релизе йоханнесбургского Университета Витватерсранда. Ученые именно из этого известного вуза сделали уникальную находку. Тероцефал эучамберсия стал ядовитым задолго до змей. Это было существо размером со среднюю собаку.

"Самое интересное - эучамберсия связан с ранними млекопитающими, а не со змеями, - отмечается в пресс-релизе. - Это существо стало ядовитым примерно на 100 млн лет раньше, чем змеи."

К такому выводу южноафриканские ученые пришли после изучения двух костных останков, найденных на ферме в пустыне Кару в Восточном Кейпе в 1932 и в 1966 году. С помощью ставших теперь доступными компьютерной томографии и технологии получения изображений в трехмерном пространстве было установлено, что перед учеными - останки древнейшего ядовитого позвоночного животного. В его черепе были выявлены полости для ядовитых желез, расположенные в верхней челюсти сразу за передними зубами и связанные с клыками и ртом.

"Это самые древние из найденных останки ядовитого позвоночного, причем, что самое поразительное, находка была сделана вовсе не среди особей того вида, в котором мы ожидали, - говорит Жюльен Бенуа - исследователь Института палеонтологических исследований имени Бернарда Прайса при Университете Витватерсранда. - Ныне своими ядовитыми укусами известны змеи, но следы их найденных останков теряются на уровне 167 млн лет назад, так что при давности в 260 млн лет получается, что эучамберсия стал ядовитым более чем на 100 млн лет раньше появления первой змеи."

"В отличие от гадюк или кобр, которые вводят яд в свою жертву во время укуса через тонкие как игла каналы в зубах, яд эучамберсии попадал прямо в рот", - указывается в пресс- релизе Университета Витватерсранда.