Ученые предложили использовать дрейфующую во льдах Арктики станцию для нефтеразведки

Использование станции позволит оценить вероятность нахождения в Арктическом бассейне нефти и других полезных ископаемых

НОВОСИБИРСК, 13 февраля. /ТАСС/. Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН предложили использовать для нефтеразведки в Арктике дрейфующую на льдине станцию. Опробовать технологию частично планируется в 2018 году на льду Обского водохранилища в Новосибирской области, сообщил ТАСС главный научный сотрудник лаборатории геоэлектрики ИНГГ Владимир Могилатов.

"Мы не ставим на Обском водохранилище геологических целей, а просто хотели бы со льда опробовать технологию: понять, как нам удастся заземлиться в воду. Потому что даже пробовать на севере - это дорого и сложно. Попутно, может быть, и получим какие-то геологические результаты, но это не главное", - сказал он.

Для проведения этих и других подготовительных работ институт оформил заявку на грант Российского научного фонда в размере 20 млн рублей, решение по ней должно быть принято до конца февраля. В дальнейшем ученые рассчитывают, что проектом заинтересуются крупные нефтедобывающие компании, такие, как "Газпром" или "Роснефть". Реализовать его самостоятельно институту не под силу: ориентировочная стоимость запуска такой станции в Арктике составляет около 100 млн рублей.

Проект еще требует научной проработки, но при появлении заказчика и достаточном финансировании ученые готовы запустить станцию уже через год. "Когда появится заказчик, он даст серьезное финансирование, и мы сможем выехать уже на какие-то прибрежные льды, опробовать в почти натуральных условиях, а следующий этап - десантирование на многолетние льды", - объяснил Могилатов.

Вертикальные токи через льды и океан

Морская вода и льды делают бесполезными большую часть традиционных геологических методов. Поэтому ученые ИНГГ СО РАН предложили использовать для исследования Арктики нестандартный электромагнитный метод: зондирование вертикальными токами. Он основан на применении особого сложного источника поля (кругового электрического диполя) и позволяет фиксировать в отклике тонкие аномальные эффекты. Это один из немногих методов, способный работать в условиях Арктики.

По словам ученого, небольшая версия источника для геологоразведки была успешно опробована на суше, теперь ее предлагается масштабировать и разместить на дрейфующем льду. Идея такой нефтеразведки родилась у ученых после изучения опыта сначала советских, а потом и российских станций "Северный полюс" (СП). Эти дрейфующие в Арктике станции проводят в основном метеорологические наблюдения. Новые исследования с геофизическими позволят оценить вероятность нахождения в Арктическом бассейне полезных ископаемых, в первую очередь нефти.

Предполагается, что геологическая станция будет дрейфовать примерно тем же маршрутом, что и "Северный полюс". Пока неизвестно, будет ли она работать автономно или потребуется обслуживающий персонал, который будет контролировать процесс и при необходимости устранять неполадки. Для энергоснабжения дрейфующей установки предлагается использовать возобновляемые источники: ветряки и, возможно, солнечные батареи.

Кто работает, того и Арктика

Могилатов отметил большое значение проекта в период, когда на геополитеческом уровне идут споры о принадлежности ресурсов Северного Ледовитого океана. "Эти споры решаются так: кто работает, тот и прав, кто занимается, тот и имеет право, а все остальное - это разговоры. Поэтому эти работы важны", - сказал ученый.

По его словам, единичные геофизические исследования дна Северного Ледовитого океана проводились и ранее. Для этого приходилось задействовать атомный ледокол, что делало геологоразведку баснословно дорогой. В данном случае стоимость не выйдет за рамки стандартных работ на Севере.

Как ранее заявлял председатель Научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа, академик РАН Алексей Конторович, запасы нефти в Арктике могут оказаться больше, чем принято считать. Если сегодня считается, что на арктическом шельфе содержится порядка 100 млрд тонн нефти и газа, причем, около 80% этого объема приходится на газ, то тщательная геологоразведка может существенно изменить это соотношение в пользу нефти, считает академик.

Моржи нефть есть не будут

Президент Сибирского отделения РАН Александр Асеев в разговоре с корреспондентом ТАСС отметил важность детальной геологоразведки в Арктике, однако предостерег от возможных проблем с экологией. "Все-таки работа в Арктике чревата экологическими катастрофами. У нас же не Мексиканский залив, где рыба и крабы питаются нефтью, грубо говоря. Моржи нефть есть не будут. Природа ранима и восстанавливаться все это будет сотню лет", - сказал он.

Однако академик Асеев уверен, что работу по геологоразведке надо проводить, так как перед учеными в настоящее время стоит задача максимально точного определения строения земной коры на все большие глубины. "Идея использовать плавающую льдину, наверное, правильная. В связи с тем, чтобы необходимо проанализировать, что есть в подводной толще", - сказал он.

Глава СО РАН добавил, что сама идея имеет право на жизнь, но важно, чтобы ей заинтересовались нефтяные компании, потому что за счет бюджета академии наук ее реализовать невозможно.