Ученые разработали насадку для смартфона для диагностики опасных болезней

Насадка позволит диагностировать раковые опухоли и различные грибковые и инфекционные заболевания, в том числе туберкулез

СТОКГОЛЬМ, 23 января. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Группа шведских ученых из Стокгольмского и Упсальского университетов, а также американских исследователей Калифорнийского института наносистем в Лос-Анджелесе разработали микроскоп-насадку для смартфона, позволяющую диагностировать раковые опухоли и различные грибковые и инфекционные заболевания, в том числе туберкулез.

Прототип этого устройства, созданный на трехмерном принтере, подключается к смартфону и питается от его батареи. Новинка способна сканировать цепь ДНК - проводить так называемое секвенирование генома, важное для определения наиболее эффективного метода лечения. Микроскоп оборудован двумя лазерными диодами и одним светодиодом, которые "просвечивают" ткань. Получаемое после обработки изображение выводится на экран смартфона.

"При секвенировании ДНК я привык к большим, дорогим и сложным машинам, которые занимают всю комнату. На мой взгляд, идея использовать для этого смартфон была очень интересной. Это открывает путь ко многим новым и важным областям применения", - считает один из разработчиков в Стокгольме Матс Нильссон.

По его словам, сейчас подобное тестирование проводится лишь в крупных медицинских центрах.

Ученые надеются, что их устройство сделает эту технологию доступной для большего числа людей, даже в бедных регионах мира.

При массовом производстве цена насадки не будет превышать $500.

"Антибиотики эффективны против бактерий. Но когда бактерии становятся устойчивыми (к лекарствам), мы теряем это оружие. Если речь идет, например, о туберкулезе, резистентность к антибиотикам является большой проблемой. Но если бы мы могли увидеть ДНК и выяснить, является ли бактерия чувствительной к определенному типу антибиотиков, то выбрали бы правильное лечение с самого начала", - пояснил Нильссон.

Исследователи надеются, что данная технология облегчит также диагностику вирусных инфекций, таких как Эбола или Зика.