Ученые: мигрень может быть следствием спазмов артерий

По мнению ученых из Университета ИТМО, главное отличие мигреников от здоровых людей выражалось в том, что их кровеносные сосуды сильнее реагируют на внешние раздражители

МОСКВА, 15 августа. /ТАСС/. Ученые выяснили, что люди, часто страдающие мигренью, отличаются от здоровых повышенной реактивностью сосудов, то есть реакцией на внешние раздражители, сообщает научно-популярный портал "Чердак" со ссылкой на пресс-службу Университета ИТМО. Эта особенность выражается в том, что стенки артерий, реагируя на внешние воздействия, сужаются и расширяются быстрее обычного. Результаты работы опубликованы в издании The Journal of Headache and Pain.

Мигрень - это заболевание, самый заметный симптом которого - сильные головные боли, как правило, в одной половине головы. Приступы мигрени часто сопровождаются тошнотой, рвотой, проблемами со зрением и чувствительностью и могут длиться до нескольких суток, что негативно сказывается на качестве жизни. При этом среди ученых пока нет единого мнения о том, каковы механизмы возникновения этого заболевания.

Ученые из Университета ИТМО, Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, Первого Санкт-Петербургского медуниверситета им. И.П. Павлова и Казанского федерального университета предположили, что мигрень - это следствие не только нарушений нервной системы, но и проблем с кровоснабжением. Исследователи провели ряд тестов, оценивающих автономную (вазомоторную) регуляцию кровообращения. Для испытаний были приглашены 73 человека, страдающих мигренью, и 71 здоровый человек в возрасте около 35 лет.

Ученые подвергали испытуемых стрессу, прикладывая куски льда к груди, и выяснили, что главное отличие мигреников от здоровых людей выражалось в повышенной вазомоторной реактивности сосудов, то есть их кровеносные сосуды сильнее реагировали на внешние раздражители (холод), сужаясь и расширяясь сильнее нормы. Повышенная реактивность сосудов чаще всего приводит к спазмам артерий и реже - к их расширению.

В ходе экспериментов ученые использовали окклюзионную плетизмографию - метод, при котором вены испытуемого временно перекрывают в какой-нибудь части тела и смотрят, как увеличивается эта часть тела. Таким образом определяют параметры кровотока в исследовательских целях. Приятного в таких манипуляциях мало, поэтому ученые из ИТМО сейчас работают над оптическим прибором, который будет определять изменения в кровотоке по цвету кожи. Камера будет снимать пациента, а специальная программа - анализировать картинку и регистрировать незаметные человеческому глазу изменения оттенка кожи, которые происходят из-за изменений кровотока.