Ученые открыли источник нагрева атмосферы Юпитера

Группа ученых из США полагает, что причиной нагрева является гигантский ураган Большое красное пятно, зона которого в несколько раз превышает размер Земли
© EPA/NASA/JPL

НЬЮ-ЙОРК, 28 июля. /Корр. ТАСС Алексей Качалин/. Источником нагрева верхних слоев атмосферы Юпитера является Большое красное пятно (БКП), представляющее собой гигантский ураган, зона которого в несколько раз превышает размер Земли. К такому заключению пришла группа американских ученых во главе с Джеймсом О'Донохью из Бостонского университета (штат Массачусетс). Основные положения исследования опубликовало в среду Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Отправной точкой исследования послужила давняя загадка. Дело в том, что в некоторых зонах верхних слоев атмосферы Юпитера температура сравнима с земной, хотя газовый гигант расположен в пять раз дальше от Солнца, чем наша планета. Это значит, что у крупнейшей планеты Солнечной системы есть дополнительный источник энергии.

Раскрыть загадку помогли наблюдения, проведенные с помощью спектрометра и инфракрасного телескопа NASA, расположенного на вулкане Мауна-Кеа острова Гавайи (штат Гавайи). Анализ данных позволил установить, что точки аномального нагрева соответствуют определенным широте и долготе южного полушария Юпитера, где БКП существует минимум 350 лет.

"Мы практически немедленно увидели, что максимальные температуры в верхних слоях расположены выше (на 800 км) Большого красного пятна. Мы задумались, является ли это диким совпадением или ключом к разгадке", - отметил О'Донохью. Он с коллегами пришел к выводу, что гигантский ураган порождает два типа ударных волн, которые сталкиваются друг с другом и приводят к нагреву атмосферы. Речь идет о гравитационных волнах, двигающихся подобно струнам гитары, и акустических (звуковых) волнах, при которых сжатие приводит к повышению плотности воздуха.

"Экстремально высокие температуры над ураганом представляют собой признаки передачи энергии. Нагрев планетарного масштаба достоверно объясняет так называемый энергетический кризис. Это - проблема, при которой температура в верхних слоях атмосферы на несколько тысяч градусов выше того порога, который можно объяснить воздействием лучей Солнца", - подытожил ученый.

БКП, открытое Джованни Кассини в 1665 году, простирается на расстояние, в два-три раза превышающее диаметр Земли. Скорость движения потоков превышает 643 км в час. Крупнейший в Солнечной системе атмосферный ураган стабильно передвигается параллельно экватору Юпитера.