Ученые описали строение самого опасного супервулкана Земли

Извержение индонезийского вулкана Тоба, произошедшее больше 70 тыс. лет назад, привело к смене климата и вымиранию отдельных видов живых организмов
© EPA/DEDI SAHPUTRA
'ТАСС'

МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Ученые описали строение Тобы - самого опасного супервулкана Земли, расположенного на острове Суматра в Индонезии. В работе принимали участие геофизики из Новосибирска, Томска, Петропавловска-Камчатского, а также из Франции, Саудовской Аравии и Египта. Результаты исследований были опубликованы в журнале Nature Communications.

Топография кальдеры Тобы Nature Communications
Топография кальдеры Тобы
© Nature Communications

С помощью сейсмических наблюдений ученые составили модель строения вулкана и описали процессы, приводящие к его извержению. По их мнению, на глубине более 150 километров под погружающейся вниз литосферной плитой газы и расплавы формируют потоки магмы, которые поднимаются наверх. Поднимающиеся потоки приводят к образованию под вулканом магматической камеры. Когда давление в камере достигает критической отметки, магма начинает подниматься и расплавляет земную кору. Так происходит извержение вулкана, и лава выбрасывается на поверхность Земли.

Схема магматической камеры под вулканом Тоба Nature Communications
Схема магматической камеры под вулканом Тоба
© Nature Communications

Геофизики не считают, что извержение вулкана Тоба неизбежно, но полностью такой возможности не исключают. Извержение этого супервулкана, произошедшее больше 70 тыс. лет назад, привело не только к смене климата и вымиранию отдельных видов живых организмов, но и ускорило развитие людей, вынужденных проявить все свои интеллектуальные способности, чтобы выжить. После извержения образовалась кальдера размером 80 на 30 км, в атмосферу было выброшено более 2,8 тыс. куб. км пород.

Всего науке известно около 20 супервулканов. Их состояние постоянно отслеживается, что позволяет спрогнозировать катастрофические извержения на планете.

Пепельная угроза: крупнейшие извержения вулканов в XXI веке