В июне 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) компания Hyperloop One, группа "Сумма" и правительство Москвы подписали договор о развитии в столице России проекта сверхскоростного поезда Hyperloop. Поддержку проекту пообещал президент РФ Владимир Путин. Технология сверхскоростных поездов на воздушных подушках предполагает максимальную на сегодняшний день скорость передвижения наземного транспорта. О том, что такое Hyperloop, – в материале ТАСС.
Что такое Hyperloop?
- Пневматический поезд, который перемещается по надземному трубопроводу. Вагоны представляют собой специальные пассажирские капсулы, которые располагаются внутри трубы. В трубе поддерживается давление, равное одной тысячной от атмосферного, то есть близкое к вакууму. Из-за чрезвычайно низкого аэродинамического сопротивления в трубопроводе предполагается, что Hyperloop сможет развивать скорость до 1200 км/ч.
- Автор проекта Илон Маск описывает Hyperloop как смесь конкорда, аэрохоккея и электромагнитной пушки.
Как это работает?
- Поезд должен разгоняться и тормозиться электромагнитным полем, создаваемым линейными двигателями, спрятанными в рельсах. При этом сам состав для снижения трения не должен контактировать с рельсами – он парит над ними за счет потоков восходящего воздуха, и отсюда идет сравнение с аэрохоккеем.
- Поезд должен ездить только по специальным тоннелям, внутри которых создан вакуум. Это сводит к минимуму еще и аэродинамические потери на трение воздуха, и в результате поезд Hyperloop сможет с легкостью преодолевать звуковой барьер.
Почему Hyperloop – это прорыв?
- Технология предполагает максимальную скорость передвижения, что дает возможность существенно сократить время в пути. Например, по подсчетам специалистов, из Москвы в Санкт-Петербург можно будет добраться за 36 минут.
- Предполагается, что Hyperloop будет как минимум дешевле поездов на магнитной подушке, разработки которых остановились из-за дороговизны этой перспективной технологии.
- Предполагается, что система может работать независимо от погодных условий или стихийных бедствий.
Исторические прецеденты
- В 1914 году российский ученый Борис Вайнберг опубликовал работу "Движение без трения". Он считал возможным создание поезда, движущегося при помощи силы электромагнитного поля по медной трубе без опоры со скоростью 800-1000 км/ч. Идея не получила воплощения в силу фантастичности.
- В 1932 году советский инженер Николай Ярмольчук изобрел шаропоезд. Состав двигался не по рельсам, а по желобу на резиновых колесах с установленными внутри электродвигателями. Предполагалось, что он сможет развивать скорость до 300 км/ч. Проект свернули на стадии испытаний. Выбор был сделан в пользу традиционных железных дорог.
Что уже реализовано сейчас?
- Проектом занимаются сразу две независимые компании – Hyperloop One и Hyperloop Transport Technologies (HTT).
- Hyperloop One провела только первые пробные испытания разгонных моторов. В мае 2016 года на трассе полигона в пустыне Невада они разогнали металлическую каретку до скорости в 160 км/ч (первые 100 км/ч были набраны менее чем за секунду).
- Вакуумных тоннелей или воздушных подушек пока не испытывалось.
Чем Hyperloop отличается от поезда на магнитной подушке?
- Hyperloop должен перемещаться по герметичным тоннелям.
- Поезд должен парить над рельсами (или рельсом) за счет воздушной подушки, а не магнитной левитации – по предварительным расчетам Илона Маска, такой подход гораздо дешевле. Однако сейчас инженеры Hyperloop One начинают сомневаться в воздушной подушке и говорят, что реализовать более привычную технологию будет гораздо легче.
Что планируют делать в России?
- В июне 2016 года сооснователь компании Hyperloop One Шервин Пишевар заявил, что намерен построить в России новый Шелковый путь, по которому можно будет доставить грузы из Китая в Европу за один день.
- Также существует проект по созданию сверхскоростной магистрали в Москве. О сроках реализации и стоимости проектов в России пока не сообщается.
- "Hyperloop может коренным образом поменять жизнь 16 миллионов жителей Московского региона, сократив время, которое они тратят на передвижения", – заявил Пишевар.
- 30 июня заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что пилотный проект по технологии Hyperloop в Москве планируется начать в декабре 2016 года.