Ученые впервые обнаружили в галактике туманность вокруг магнетара

Уникальный астрономический объект находится в центральной части Млечного Пути в созвездии Щит на расстоянии 13 тысяч световых лет от Земли
© AP Photo/NASA

ВАШИНГТОН, 22 июня. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американские ученые впервые обнаружили в нашей галактике гигантскую туманность, окружающую магнетар - нейтронную звезду с исключительно сильным магнитным полем. Как сообщило во вторник NASА, уникальный астрономический объект находится в центральной части Млечного Пути в созвездии Щит на расстоянии 13 тысяч световых лет от Земли.

"Мы пока не знаем, как образовался магнетар J1834.9 и каким образом он продолжает сохранять вокруг себя туманность, которую мы до сих пор встречали только вокруг молодых пульсаров", - отметил астрофизик Джордж Юнес. Вместе с коллегами из столичного Университета имени Джорджа Вашингтона он изучал данные, полученные космической обсерваторией "Свифт", работающей на орбите с 2004 года. Юнес предположил, что гигантское облако, состоящее из заряженных частиц, существует благодаря выделению огромного количества энергии при быстром вращении магнетара вокруг своей оси. Протяженность этого межзвездного образования составляет около 15 световых лет.

"Для меня самый интересный вопрос заключается в том, почему этот магнетар единственный, у которого есть туманность, - заявила профессор физики из того же университета Крисса Кувелиоту. - Если мы получим ответ, то сможем понять, как формируются магнетары, а как - обычные пульсары".Ученые сообщили, что помимо обсерватории "Свифт" использовали для наблюдений за объектом J1834.9 рентгеновский телескоп "Ньютон", созданный Европейским космическим агентством совместно с NASА.

Космическое ведомство США напомнило, что пульсарами называются нейтронные звезды, которые образуются, когда у небесного тела "заканчивается ядерное горючее" и оно сжимается под воздействием гравитационных сил, вспыхивая при этом как сверхновая звезда. Они имеют гигантскую плотность и массу, сравнимую с массой Солнца, при диаметре всего 10-20 км и являются сильнейшими источниками излучения.

Обычные пульсары обладают магнитным полем, которое может быть в 10 трлн раз сильнее, чем у Земли. В свою очередь "магнитные поля магнетаров в тысячу раз сильнее, чем у пульсаров, и ученые точно не знают, как они образуются", отметило NASА. По его словам, "в настоящее время из 2,6 тысячи известных нейтронных звезд лишь 29 классифицированы как магнетары".