Ученые нашли потенциальную альтернативу углеродным формам жизни

Обнаружено множество разнообразных соединений азота, существование которых ранее считалось невозможным

МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Профессор Сколтеха Артем Оганов совместно с коллегами из США и Китая обнаружил крайне сложную и разнообразную систему азотоводородов (соединений N-H), образующуюся при сильном давлении, сообщает пресс-служба Сколтеха.

"В новой работе ученые нашли множество разнообразных соединений азота, существование которых ранее считалось невозможным", - говорится в пресс-релизе.

Структуры различных азотоводородов Изображение предоставленно пресс-службой Сколтеха
Структуры различных азотоводородов
© Изображение предоставленно пресс-службой Сколтеха

Разнообразие предсказанных веществ, их способность участвовать в реакциях, выделяющих энергию и способность служить информационной матрицей (аналогом ДНК) - указывают на то, что азотоводородная химия может являться основой жизни на других планетах, аналогично тому, как углеводородная химия является основой жизни на Земле.

"Азотоводороды, получается, химически даже более разнообразны, чем углеводороды, а это открывает перспективы существования их производных более разнообразных и многочисленных, чем органические соединения. Можно даже задуматься о том, возможна ли жизнь, построенная не на углеродной, а на азотной химии, тем более что огромные количества азота и водорода вместе с другими элементами существуют под давлением в недрах Нептуна и Урана", - рассказывает профессор Сколтеха Артем Оганов.

Ученые применили эволюционный алгоритм предсказания молекул USPEX (Universal Structure Predictor: Evolutionary Xtallography) и показали, что такие нетипичные соединения, как N8H N4H, N3H, N9H4, N2H, NH, NH2, N3H7, NH4 и NH5 оказываются стабильными при высоком давлении и демонстрируют ряд необычный свойств.

Водород - самый распространенный элемент в нашей вселенной. Азот занимает седьмое место, однако на Уране и Нептуне его очень много наравне с углеродом, водородом и кислородом. Соединения на основе С-О и H-O уже досконально изучены, однако системам, основанным на N-H, не уделяли большого внимания. Исключение составлял лишь аммиак - единственный азотоводород, проявляющий стабильность в широком диапазоне давлений и температур, который поэтому считался одним из основных элементов недр Урана и Нептуна.

Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.