Новосибирские геологи нашли "вторые Гавайи" на месте современного Тянь-Шаня

Появление океанческих островов ученые связывают с мантийными плюмами - струями мантийного вещества, которые поднимаются к поверхности Земли, расплавляют земную кору и приводят к образованию вулканов

НОВОСИБИРСК, 10 мая. /ТАСС/. Международный коллектив геологов под руководством сотрудника Новосибирского государственного университета (НГУ) Инны Сафоновой обнаружил в горах Тянь-Шаня фрагменты древних океанических островов, которые по своей природе близки к Гавайским, сообщили в пресс-службе университета.

"Мы нашли в горных системах южного Тянь-Шаня (Киргизия) фрагменты океанических островов. По различным признакам, в первую очередь, по палеонтологическим данным мы смогли установить их возраст. Оказалось, что это цепочка вулканических островов, существовавшая весь девонский период: от 415 до 360 млн лет назад, то есть около 55 млн лет. Это очень много", - приводит пресс-служба НГУ слова Сафоновой.

Как пояснили ученые, по своему составу и структуре эти острова очень похожи на современные Гавайские. Они, как и расположенные в середине океана Гавайи, имеют вулканическое происхождение. Появление таких островов ученые связывают с мантийными плюмами - струями мантийного вещества, которые поднимаются к поверхности Земли, расплавляют земную кору и приводят к образованию вулканов и извержению лавы. При образовании вулканов на дне океана над водой постепенно поднимается цепочка вулканических построек, которые становятся островами.

Территория современного Тянь-Шаня миллионы лет назад была покрыта водой. Геологи пока не пришли к единому мнению о том, был ли это древний океан (его принято называть Туркестанским) или просто достаточно большое окраинное море, подобное расположенному между островами и континентом Японскому морю.

Ученые отметили, что данные, полученные при изучении обнаруженных фрагментов островов, позволят оценить не только их возраст и возраст окружавшего их океана, но и его размеры. "Размер и возраст океана имеют прямую связь: чем он больше, тем его кора мощнее, а сам он древнее. Зная приблизительную скорость погружения коры, можно приближенно оценить минимальный размер океана. По нашим расчетам, Туркестанский океан можно сравнивать с Индийским, то есть это был довольно большой океан, окруженный двумя или более континентами", - отметила Сафонова.